Найти тему

От Муравского шляха до Орловского шоссе.

Оглавление

История улицы Орловское шоссе п. Косая Гора уходит в глубь веков. С незапамятных времён ,когда и дорог в сегодняшнем понимании не было по этому направлению проходил древний Муравский шлях.

В XVI – XVII веках южная граница молодого Российского государства выдвинулась за Упу. Степные чернозёмы только ещё начинали осваивать русские земледельцы, и жизнь на границе с Диким Полем была опасной. Для защиты юго-восточных рубежей Российского государства от татаро- нагайских набегов возводится большая засечная черта. Через центр одной из таких засек- Малиновой и проходил Муравский шлях.

Летний вечер, ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак... Много пустынных дорог и полей на Руси, но такого безлюдья, такой тишины поискать. И ямщик мне сказал:— Это, господин, Муравский шлях называется. Тут на нас в старину несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь и все не могли пройти...Я спросил:— А давно?— И не запомнит никто, — ответил он. — Большие тысячи лет! И.Бунин 1930 г.

С присоединением Крыма к России в 1783 году военная опасность с этого направления была полностью ликвидирована. По этой дороге возвращалась из знаменитого путешествия в Крым (январь-июль 1787 года) Императрица Екатерина 2 с многочисленной,трёхтысячной свитой. Муравский шлях - Киевская дорога стала крупнейшей транспортной артерией. По Киевской дороге из плодородных, чернозёмных юго -восточных губерний в центральную часть страны шли обозы с зерном и овощами, от туда же погонщики гнали скот на бойни Тулы и Москвы.

Строительство Московско - Курской железной дороги в 1868 году,которая прошла параллельно Киевской мощённой дороге, а также наличие поблизости водных ресурсов (река Воронка) ,наличие близкого сырья ( руды) и топлива (леса пригодного для выжига угля) предопределяет решение Бельгийского акционерного общества доменных печей строить здесь ,по правую сторону от дороги чугуноплавильный завод .

На противоположной стороне строятся деревянные бараки для временных наёмных рабочих завода.

В 1912 -1913 гг. новый собственник Судаковского чугуноплавильного завода Российское АО "Тульские чугунолитейные заводы" модернизирует предприятие,а так же возводит здесь капитальные,кирпичные корпуса красных казарм,шлаковой казармы для рабочих предприятия.

1913 -1915 гг Вид на Киевскую дорогу. Судаковский чугуноплавильный завод и Шлаковую казарму.
1913 -1915 гг Вид на Киевскую дорогу. Судаковский чугуноплавильный завод и Шлаковую казарму.

В 1927-м году после революционных потрясений вновь был пущен Косогорский металлургический завод. В этом же году была образована отдельная административная единица "рабочий посёлок Косая Гора". Часть Киевской дороги(Орловского шоссе),которая проходила через посёлок получила название улица Революции.

Расширение завода во время индустриализации ,пуск третей доменной печи требовал притока новой рабочей силы на предприятие. Большая часть вновь поступивших рабочих селилась в казармах царской постройки и вновь построенных рядом бараках. С начала 1930-х. и до конца 1960-х. годов прошлого века улица Революции была самой густонаселённой улицей посёлка,его центром. Здесь располагались не только жилые корпуса,но и по современному торговый центр, состоящий из магазинов : продовольственного и промтоварного,книжного и канцелярских товаров -"КОГИЗ",керосинки,стояла будка парикмахерской. Здесь же,недалеко от заводоуправление находилось отделение Гос.банка. Заканчивалась улица " пяточком" танцевальной площадки на верху Кузнецовой горы,по правую сторону от которой находилась деревня Стрекаловка ,получившая новое название по имени одноименного колхоза -улица Чапаева.

Особый колорит улице Революции придавал пруд-охладитель завода -"горячка". При тогдашнем дефиците и дороговизне таких сфер быта как бани и прачечные наличие бесплатной горячей воды ценилось очень высоко. Здесь мылись,стирались,купались. Воде охлаждающей доменные печи придавали и целебные свойства. "Лечится" в открытом жёлобе с горячей водой ходили не только местные жители,но и приезжали со всей округи.

27 октября 1934 года,после постройки путепровода через реку Воронка посёлок Косая Гора получил отличное по тем временам транспортное сообщение с городом Тула. На Косую Гору был пущен трамвай. Конечная трамвайной пассажирской линии до середины 1950-х гг находилась на улице Революции ,напротив угла заводского забора,рядом со шлаковой казармой. Трамвайного кольца не было,ходил трамвай-челнок.

27 октября 1934 года. Пуск трамвая на Косую Гору.
27 октября 1934 года. Пуск трамвая на Косую Гору.
Косорский трамвай 1930 е гг. Иллюстрация книги В.Щербакова "Главный транспорт Тулы".
Косорский трамвай 1930 е гг. Иллюстрация книги В.Щербакова "Главный транспорт Тулы".

Поздней осенью 1941 года военная опасность вновь,как в древние времена крымо -татарских набегов пришла с юго -запада по Орловскому шоссе. 29 октября посёлок Косая Гора был оккупирован нацистскими захватчиками.

Ноябрь 1941 года. Передвижение техники Вермахта по ул. Революции.
Ноябрь 1941 года. Передвижение техники Вермахта по ул. Революции.

Во время оккупации ул. Революция посёлка Косая Гора пострадала наиболее сильно. Был подорван железнодорожный мост на завод, разрушены путепроводы через железную дорогу и реку Воронка, подорванная дымовая труба завода перегородила улицу. Сильно пострадали, частично были сожжены и разрушены и магазины и жилища косогорцев по этой улице.

Разрушенный железнодорожный мост через ул.Революции на КМЗ.
Разрушенный железнодорожный мост через ул.Революции на КМЗ.

Полтора месяца длилась оккупация посёлка. 14 декабря 1941 года п. Косая Гора был освобождён.

Декабрь 1941 года. Косогорцы беседуют с красноармейцем Головко. Фото военного корреспондента Чернова
Декабрь 1941 года. Косогорцы беседуют с красноармейцем Головко. Фото военного корреспондента Чернова
1942 год. Восстановление путепровода через р. Воронка по ул. Революции..
1942 год. Восстановление путепровода через р. Воронка по ул. Революции..

Летом - осенью 1960 года в Туле, в том числе на ул. Революции пос. Косая Гора проходят съёмки фильма режиссёра Татьяны Лиозновой по повести Веры Пановой "ЕВДОКИЯ".

Кадры из фильма "Евдокия" снятые на ул. Революции п. Косая Гора.

-8
-9

8 мая 1961 года в клубе имени Ленина п. Косая Гора состоялся премьерный показ фильма "Евдокия".

С середины 1960-х гг. и до конца 1970 -х гг идёт отселение жителей бараков и казарм по ул. Революции.

Люди которые жили по ул Революции в казармах дореволюционной постройки и бараках советского периода не имели элементарных бытовых удобств. Малюсенькие комнаты,где помимо мебели присутствовали и керогазы для приготовления пищи,печное отопление,длинные коридоры с ведром для отходов у каждой комнаты,туалеты типа сортир на улице , водонапорные колонки во дворе,множество кособоких сараев построенных из подручного материала. И всё это располагалась в десятки метров от работающих доменных печей. Пещерный быт. В таких условиях люди здесь жили семьями целыми десятилетиями.

1960 -е гг. Жилой фонд ул Революции вид с Косогорского моста.

-10

Жители Красных казарм, начало 1960-х гг.

фото из семейного альбома Евгения Ключникова.
фото из семейного альбома Евгения Ключникова.

В 1960-е -1980-е годы посёлок Косая Гора активно расширялся и развивался. К началу 1980-х. годов жители казарм и домов барочного типа были полностью переселены в новые благоустроенные квартиры.

Бараки 1930 -х. годов постройки были снесены,красные казармы отдали под административные корпуса Косогорского металлургического завода,шлаковая казарма была надстроена на один этаж и стала заводским общежитием. Последними были снесены "магазины на низу", так их называли косогорцы.

Фотопрогулка по ул Революции второй половины 20 века.

Конец 1960 х гг. Вид на ул.Революции со стороны путепровода через железную дорогу.

Фото Вячеслава Малахова из коллекции Владимира Щербакова.
Фото Вячеслава Малахова из коллекции Владимира Щербакова.

1980 -е гг. Субботник у малого трамвайного разъезда.

-13

1960 е гг. Центральные проходные Косогорского металлургического завода.

Фото из фонда музея ПАО "КМЗ".
Фото из фонда музея ПАО "КМЗ".

Начало 1960 х гг. Трамвай №4 идёт по ул Революции.

-15

Ветка Косогорского трамвая была закрыта в 2008 году.

Ремонт дороги по ул Революции 1990 - е гг.

Фото из коллекции Модельной библиотеки №8 г .Тулы.
Фото из коллекции Модельной библиотеки №8 г .Тулы.

Перекрёсток ул Революции и Дзержинского,1970 -е гг.

-17
-18

Конец 1970-х гг. Вид магазинов "на низу".

Фото из коллекции Модельной библиотеки №8 г.Тулы
Фото из коллекции Модельной библиотеки №8 г.Тулы

Вторая половина 1960 -х гг. Керосинка ,"КОГИЗ",магазины и косогорский трамвай. Отличное фото Вячеслава Малахова !

Фото Вячеслава Мвлахова из коллекции Владимира Щербакова.
Фото Вячеслава Мвлахова из коллекции Владимира Щербакова.

1968 год. Вид с Кузнецовой горы на ул.Революции и КМЗ.

Фото из семейного архива Олега Хахаева.
Фото из семейного архива Олега Хахаева.

"Пяточок" 1970 - е гг.

Фото из коллекции модельной библиотеки №8 г.Тулы
Фото из коллекции модельной библиотеки №8 г.Тулы

В начале 2000-х. годов в Туле велась работа по переименованию улиц-дублёров по названию ,при этом старались привязать новые названия улиц к истории местности. Улица Революции п. Косая Гора была переименована в ул.Орловское шоссе.

Фотопрогулка по улице Орловское шоссе ,п. Косая Гора май-июнь 2021 года.

Железнодорожная платформа "Косая Гора" по Орловскому шоссе.

-23
-24

-25

Отсюда трижды в день можно уехать в Орёл и Скуратово или доехать до Московского вокзала г. Тулы.

-26

Вид на КМЗ от путепровода через железную дорогу.

-27
-28
-29

Мост через реку Воронка.

-30
-31

Сама река,которую пересекает теплотрасса с КМЗ идущая на юг Тулы.

-32

Бывший малый разъезд Косогорского трамвая.

-33

А до закрытия трамвайной линии здесь было так:

-34

В 1936 году заведующий Косогорской больницы Яков Сергеевич Стечкин основал реабилитационное учреждение для больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, где использовался метод лечения с помощью минеральных (шлаковых) вод и грязей. Сама лечебница находится на ул.Пушкина. А это её пансионат,где живут пациенты приехавшие из далека.

-35
-36

Вид на железнодорожный мост на КМЗ,тот самый который был разрушен в войну.

-37

Трамвайные рельсы у заводоуправления ещё сохранились.

-38
-39

Центральные проходные Косогорского металлургического завода.

-40

Мемориальная табличка на заводоуправлении,как память о героическом труде косогорских металлургов в годы военных лет.

-41

Надстроенная,одна из бывших красных казарм.

-42
-43

Пруд -охладитель КМЗ. Сейчас здесь пусто: никто не купается,не стирается и не лечится горячей водой. Не то что в былые времена.)

-44
-45
-46

Дымовая труба КМЗ. До 1952 года на заводе использовался труд заключённых. Один из колонистов умудрился бежать поднявшись на трубу и спустившись по её растяжкам на свободу.

-47

Бывшая шлаковая казарма,ныне общежитие. Построена в 1912 году по проекту архитектора Петра Дмитриевича Барановского. В начале 1980-х. годов была надстроена на один этаж.

-48
-49
-50

Раньше здесь стояли бараки,а ныне расположилось Косогорское отделение Газпром-газораспределение.

-51

Перекрёсток ул.Орловское шоссе и ул.Демешковской.

-52
-53

Раньше здесь стоял ряд магазинов "на низу"в зданиях дореволюционной постройки, ныне здесь въезд тоже в магазины ТЦ "Косогорский".

-54

Вид на КМЗ и Орловское шоссе с Кузнецовой горы,той самой где в былые времена стояли кузни и постоялые дворы на Киевской дороге.

-55

Пяточок. До войны здесь стояла танцевальная площадка и было весело. Ныне просто автобусная остановка и разъезд на Тулу и Щёкино.

-56

Далее улица Орловское шоссе идёт до Подгородних дач, разделяя Стрекаловку на верхнюю и нижнюю и заканчивается у моста через водохранилище на р.Воронка

#Косая гора. #Косогорский металлургический завод #история краеведение #тула