Наверно, не ошибусь, если назову Константина Мельникова одним из самых гениальных архитекторов своего времени. Проходят десятилетия, а интерес к его работам не иссякает. Только в Москве можно назвать с десяток его проектов, которые стали классикой конструктивизма,но вместе с тем смотрятся вполне современно.
Константин Степанович Мельников родился в 1890 году в многодетной семье Степана Илларионовича Мельникова, бывшего крестьянина Нижегородской губернии.
К моменту рождения сына Степан Илларионович получил казенную службу на строительстве и ремонте дорог во владениях первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии в Петровско-Разумовском.
В 1897 году семья Мельниковых переехала в выстроенный Степаном Илларионовичем небольшой собственный дом в подмосковную деревню Лихоборы.
В 1903 году Константин окончил церковно-приходскую школу. Родители отдали его учеником в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной роще. Проучился он там, впрочем, всего месяц, а затем его устроили мальчиком в торговый дом «В. Залесский и В. Чаплин».
Чаплин нанял для Константина учителя-художника, и уже в следующем году Мельников смог выдержать экзамен по художественным дисциплинам в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Однако знаний, полученных в церковно-приходской школе, оказалось недостаточно для сдачи экзамена по русскому языку. Чаплин организовал учебу Кости с домашней учительницей своих детей. Кроме того, он ввел Мельникова в свою семью, а супруга Чаплина, Екатерина Андреевна, помогла подростку освоить приличные манеры поведения в обществе. В 1905 году пятнадцатилетний Константин Мельников блестяще сдал все вступительные экзамены и был зачислен на общеобразовательное отделение МУЖВЗ. В училище Мельников обучался в общей сложности 12 лет, получив в 1910 году общее образование, в 1914 году окончив отделение живописи, а в 1917 году – отделение архитектуры. Самому Мельникову в то время архитектура нравилась мало, и на архитектурное отделение он поступил по настоянию В. М. Чаплина. Но к концу обучения отношение Мельникова к предмету сильно изменилось. Его увлекли занятия с такими именитыми преподавателями-архитекторами, как Фома Осипович Богданович-Дворжецкий, Иван Владиславович Жолтовский, Илларион Александрович Иванов-Шиц. В годы обучения Мельников начинает работать помощником на различных стройках московских архитекторов, в основном по заданиям фирмы «В. Залесский и В. Чаплин».
Получив диплом в 1918 году Мельников по приглашению Жолтовского, в числе лучших выпускников МУЖВЗ, поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную организацию советского времени. Вместе с Мельниковым в мастерской работали будущие прославленные архитекторы Леонид Веснин, Пантелеймон и Илья Голосовы, Виктор Кокорин, Алексей Рухлядев. В мастерской разрабатывались проекты перепланировки и реконструкции Москвы, проектировались народные дома, школы, жильё для рабочих. В 1920 году К. С. Мельников становится профессором Высших художественно-технических мастерских, в основе которых лежали Строгановское училище и МУЖВЗ. Здесь у Мельникова совместно с Ильей Голосовым была мастерская экспериментальной архитектуры. Дело в том, что первые проекты Мельникова, часто совместно с другими архитекторами, были выполнены в стиле неоклассицизма, однако постепенно Константин Степанович все больше уделяет внимания общей объёмно-пространственной композиции, отказавшись от различных традиционных стилизаций в архитектуре и увлекшись новой концепцией формообразования. В 1923 году Константин Степанович вступает в созданную Николаем Александровичем Ладовским творческую организацию архитекторов-рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), но вскоре покидает ее. Больше он не присоединяется ни к каким архитектурным группам. Наоборот он четко дистанцируется от группы архитекторов-конструктивистов, лидерами которой были братья Веснины и Моисей Гинзбург. Отказавшись от традиционных архитектурных стилей, Мельников создаёт свой собственный ,ни на кого не похожий, стиль.
Всего за время активной деятельности (Мельников прожил долгую жизнь и скончался в 1974 году, однако его уникальная творческая концепция в 1930-ые годы подвергалась резкой критике за «формализм», и архитектор по сути был отлучён от профессии с 1936 года) было осуществлено 27 архитектурных проектов. До наших дней полностью или частично сохранилось 16 работ Мельникова. Вот о них и будет дальнейший рассказ.
Первой самостоятельной работой Константина Степановича считается проектирование и строительство жилых и рабочих помещений московского автомобильного завода АМО. Мельников выполнил заказ фирмы «В. Залесский и В. Чаплин» в 1917 году. Эти здания не сохранились, как и весь завод, известный в советское время, как завод имени Лихачева.
1. Павильон «Махорка», построенный по проекту Мельникова для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году, которая располагалась на территории нынешнего парка Горького. Павильон был деревянным и после окончания выставки его, как и почти все другие, просто разобрали. Павильон «Махорка» был первым строением, выполненным Мельниковым в новаторском стиле, который позднее стал его визитной карточкой. Это было здание с консольными свесами, большими плоскостями для рекламы, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор. Проект «Махорки» был негативно встречен заказчиками, однако Мельникова поддержал главный архитектор выставки А. В. Щусев. Место ему определили на территории ЗиЛа.
2. Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до 1941 года, когда тело Ленина было эвакуировано в Тюмень. После войны он считался утраченным, пока части саркофага не были обнаружены в 2014 году в запасниках музея-заповедника «Горки Ленинские».
3. Бесспорно,самоый знаменитый проект архитектора- экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929 гг. Здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо - сам архитектор.
Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру "8". Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.
Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. Сын архитектора, Виктор Мельников, в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в театр им.Вахтангова немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом "подпрыгнул" и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.
Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации - в 1970-х и в 1990-х годах.
Виктор Мельников несколько раз пытался решить вопрос о создании в доме музея. Он умер в 2006 году, завещав дом Российской Федерации именно при условии создания Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, сохранения мемориальной обстановки, выделении дополнительного помещения рядом с домом Мельникова. Но это завещание не учитывало прав его родной сестры. Отношения между братом и сестрой были довольно напряженными, как и отношения Виктора Мельникова с одной из дочерей. В результате для исполнения воли хранителя оказалось недостаточно завещания, где обойдены наследники первой очереди.
4. Объект культурного наследия регионального значения "Клуб завода "Каучук" построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.
Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.
Не так давно московское правительство решили передать его Институту имени Сеченова.
5.Клуб Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавода) сооружен на территории завода на Бережковской набережной .
Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.
6. Дом культуры им. И. В. Русакова , в котором сейчас находится Театр Виктюка (впрочем,спектакли здесь не играли,шли только репетиции), - здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929г.
7. Клуб "Буревестник" в Сокольниках расположен по адресу : Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.
8. Клуб фабрики "Свобода" - одно из немногих зданий московского авангарда, имеющее статус памятника архитектуры регионального значения. Здание, построенное в 1929г. для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики "Свобода", расположено по адресу: Вятская ул., д. 41А. Как и в истории с клубом "Буревестник", в процессе строительства оказалось, что в этом районе Москвы нет водопровода и канализации. Проект упростили. Здание переделывали в 50-е и реставрировали в нулевые, что на пользу ему не пошло ,поскольку очень сильно отличается от того,что задумал архитектор.
9.Единственный клуб, построенный Мельниковым вне столицы, - дворец культуры Дулевского фарфорового завода, который находится в городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Подмосковья.
Здание напоминает звезду. Сцена, открывающаяся на сосновый бор, превращала зал в летний театр.
10. Здание Бахметьевского гаража спроектировано Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927г., расположено в Москве на улице Образцова, д. 19а. Изначально строение в виде параллелограмма было задумано как гараж для английских автобусов. Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению - там располагался автобусный парк.
В 2001г. земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. Сейчас здесь действуют Еврейский музей и Центр толерантности.
11. В проекте гаража на Новорязанской улице ,27 Мельников снова сотрудничал с Владимиром Шуховым, который разработал металлические конструкции перекрытий . В плане оно напоминает подкову.
12. Гараж п в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в 1934г. по адресу Сущевский Вал, д. 33 (гараж "Интуриста").Здание признано памятником архитектуры регионального значения. На фасаде хорошо видны традиционные простые геометрические фигуры Мельникова.
13.Гараж Госплана на Авиамоторной(Дангауэровке),как и в предыдущем пункте,построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в том же 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин "Вольво". Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание. Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.
14. Проект Ново-Сухаревского рынка был поручен Мельникову, по его словам, "купцами НЭПа" - частниками. Рынок был крупнейшим на тот момент в Москве и насчитывал 2 тыс. палаток. Архитектор предложил новый принцип их расстановки: сблокированные палатки объединены в ряды, создававшие пилообразные фасады. Это экономило пространство, отделяло продавцов друг от друга и позволяло комфортно себя чувствовать покупателю.
В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок просуществовал недолго и в 1930г. был переведен на новое место.
15.В 1929 – 1930 годах Константин Степанович разрабатывает проект планировки партера Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО). По этому проекту была реализована новая планировка ЦПКиО от входа до Нескучного сада вместо оставшейся от первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которую в свое время разработал И. В. Жолтовский. Планировка партера ЦПКиО Мельникова в основном сохранилась до наших дней.