Найти тему

Наследство Мельникова

Наверно, не ошибусь, если назову Константина Мельникова одним из самых гениальных архитекторов своего времени. Проходят десятилетия, а интерес к его работам не иссякает. Только в Москве можно назвать с десяток его проектов, которые стали классикой конструктивизма,но вместе с тем смотрятся вполне современно.

Константин Степанович Мельников родился в 1890 году в многодетной семье Степана Илларионовича Мельникова, бывшего крестьянина Нижегородской губернии.

К моменту рождения сына Степан Илларионович получил казенную службу на строительстве и ремонте дорог во владениях первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии в Петровско-Разумовском.

В 1897 году семья Мельниковых переехала в выстроенный Степаном Илларионовичем небольшой собственный дом в подмосковную деревню Лихоборы.

В 1903 году Константин окончил церковно-приходскую школу. Родители отдали его учеником в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной роще. Проучился он там, впрочем, всего месяц, а затем его устроили мальчиком в торговый дом «В. Залесский и В. Чаплин».

Чаплин нанял для Константина учителя-художника, и уже в следующем году Мельников смог выдержать экзамен по художественным дисциплинам в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Однако знаний, полученных в церковно-приходской школе, оказалось недостаточно для сдачи экзамена по русскому языку. Чаплин организовал учебу Кости с домашней учительницей своих детей. Кроме того, он ввел Мельникова в свою семью, а супруга Чаплина, Екатерина Андреевна, помогла подростку освоить приличные манеры поведения в обществе. В 1905 году пятнадцатилетний Константин Мельников блестяще сдал все вступительные экзамены и был зачислен на общеобразовательное отделение МУЖВЗ. В училище Мельников обучался в общей сложности 12 лет, получив в 1910 году общее образование, в 1914 году окончив отделение живописи, а в 1917 году – отделение архитектуры. Самому Мельникову в то время архитектура нравилась мало, и на архитектурное отделение он поступил по настоянию В. М. Чаплина. Но к концу обучения отношение Мельникова к предмету сильно изменилось. Его увлекли занятия с такими именитыми преподавателями-архитекторами, как Фома Осипович Богданович-Дворжецкий, Иван Владиславович Жолтовский, Илларион Александрович Иванов-Шиц. В годы обучения Мельников начинает работать помощником на различных стройках московских архитекторов, в основном по заданиям фирмы «В. Залесский и В. Чаплин».

Получив диплом в 1918 году Мельников по приглашению Жолтовского, в числе лучших выпускников МУЖВЗ, поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную организацию советского времени. Вместе с Мельниковым в мастерской работали будущие прославленные архитекторы Леонид Веснин, Пантелеймон и Илья Голосовы, Виктор Кокорин, Алексей Рухлядев. В мастерской разрабатывались проекты перепланировки и реконструкции Москвы, проектировались народные дома, школы, жильё для рабочих. В 1920 году К. С. Мельников становится профессором Высших художественно-технических мастерских, в основе которых лежали Строгановское училище и МУЖВЗ. Здесь у Мельникова совместно с Ильей Голосовым была мастерская экспериментальной архитектуры. Дело в том, что первые проекты Мельникова, часто совместно с другими архитекторами, были выполнены в стиле неоклассицизма, однако постепенно Константин Степанович все больше уделяет внимания общей объёмно-пространственной композиции, отказавшись от различных традиционных стилизаций в архитектуре и увлекшись новой концепцией формообразования. В 1923 году Константин Степанович вступает в созданную Николаем Александровичем Ладовским творческую организацию архитекторов-рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), но вскоре покидает ее. Больше он не присоединяется ни к каким архитектурным группам. Наоборот он четко дистанцируется от группы архитекторов-конструктивистов, лидерами которой были братья Веснины и Моисей Гинзбург. Отказавшись от традиционных архитектурных стилей, Мельников создаёт свой собственный ,ни на кого не похожий, стиль.

Всего за время активной деятельности (Мельников прожил долгую жизнь и скончался в 1974 году, однако его уникальная творческая концепция в 1930-ые годы подвергалась резкой критике за «формализм», и архитектор по сути был отлучён от профессии с 1936 года) было осуществлено 27 архитектурных проектов. До наших дней полностью или частично сохранилось 16 работ Мельникова. Вот о них и будет дальнейший рассказ.

Первой самостоятельной работой Константина Степановича считается проектирование и строительство жилых и рабочих помещений московского автомобильного завода АМО. Мельников выполнил заказ фирмы «В. Залесский и В. Чаплин» в 1917 году. Эти здания не сохранились, как и весь завод, известный в советское время, как завод имени Лихачева.

1. Павильон «Махорка», построенный по проекту Мельникова для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в 1923 году, которая располагалась на территории нынешнего парка Горького. Павильон был деревянным и после окончания выставки его, как и почти все другие, просто разобрали. Павильон «Махорка» был первым строением, выполненным Мельниковым в новаторском стиле, который позднее стал его визитной карточкой. Это было здание с консольными свесами, большими плоскостями для рекламы, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор. Проект «Махорки» был негативно встречен заказчиками, однако Мельникова поддержал главный архитектор выставки А. В. Щусев. Место ему определили на территории ЗиЛа.

-2

2. Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до 1941 года, когда тело Ленина было эвакуировано в Тюмень. После войны он считался утраченным, пока части саркофага не были обнаружены в 2014 году в запасниках музея-заповедника «Горки Ленинские».

-3

3. Бесспорно,самоый знаменитый проект архитектора- экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929 гг. Здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо - сам архитектор.

-4

Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру "8". Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.

-5

Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. Сын архитектора, Виктор Мельников, в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в театр им.Вахтангова немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом "подпрыгнул" и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.

Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации - в 1970-х и в 1990-х годах.

Отец и сын Мельниковы
Отец и сын Мельниковы

Виктор Мельников несколько раз пытался решить вопрос о создании в доме музея. Он умер в 2006 году, завещав дом Российской Федерации именно при условии создания Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, сохранения мемориальной обстановки, выделении дополнительного помещения рядом с домом Мельникова. Но это завещание не учитывало прав его родной сестры. Отношения между братом и сестрой были довольно напряженными, как и отношения Виктора Мельникова с одной из дочерей. В результате для исполнения воли хранителя оказалось недостаточно завещания, где обойдены наследники первой очереди.

4. Объект культурного наследия регионального значения "Клуб завода "Каучук" построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.

-7

Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.

-8

Не так давно московское правительство решили передать его Институту имени Сеченова.

5.Клуб Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавода) сооружен на территории завода на Бережковской набережной .

-9

Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.

6. Дом культуры им. И. В. Русакова , в котором сейчас находится Театр Виктюка (впрочем,спектакли здесь не играли,шли только репетиции), - здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929г.

-10

7. Клуб "Буревестник" в Сокольниках расположен по адресу : Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.

-11

8. Клуб фабрики "Свобода" - одно из немногих зданий московского авангарда, имеющее статус памятника архитектуры регионального значения. Здание, построенное в 1929г. для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики "Свобода", расположено по адресу: Вятская ул., д. 41А. Как и в истории с клубом "Буревестник", в процессе строительства оказалось, что в этом районе Москвы нет водопровода и канализации. Проект упростили. Здание переделывали в 50-е и реставрировали в нулевые, что на пользу ему не пошло ,поскольку очень сильно отличается от того,что задумал архитектор.

-12

9.Единственный клуб, построенный Мельниковым вне столицы, - дворец культуры Дулевского фарфорового завода, который находится в городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Подмосковья.

-13

Здание напоминает звезду. Сцена, открывающаяся на сосновый бор, превращала зал в летний театр.

10. Здание Бахметьевского гаража спроектировано Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927г., расположено в Москве на улице Образцова, д. 19а. Изначально строение в виде параллелограмма было задумано как гараж для английских автобусов. Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению - там располагался автобусный парк.

-14

В 2001г. земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. Сейчас здесь действуют Еврейский музей и Центр толерантности.

-15

11. В проекте гаража на Новорязанской улице ,27 Мельников снова сотрудничал с Владимиром Шуховым, который разработал металлические конструкции перекрытий . В плане оно напоминает подкову.

-16
-17

12. Гараж п в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в 1934г. по адресу Сущевский Вал, д. 33 (гараж "Интуриста").Здание признано памятником архитектуры регионального значения. На фасаде хорошо видны традиционные простые геометрические фигуры Мельникова.

-18

13.Гараж Госплана на Авиамоторной(Дангауэровке),как и в предыдущем пункте,построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в том же 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин "Вольво". Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание. Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.

-19

14. Проект Ново-Сухаревского рынка был поручен Мельникову, по его словам, "купцами НЭПа" - частниками. Рынок был крупнейшим на тот момент в Москве и насчитывал 2 тыс. палаток. Архитектор предложил новый принцип их расстановки: сблокированные палатки объединены в ряды, создававшие пилообразные фасады. Это экономило пространство, отделяло продавцов друг от друга и позволяло комфортно себя чувствовать покупателю.
В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок просуществовал недолго и в 1930г. был переведен на новое место.

-20

15.В 1929 – 1930 годах Константин Степанович разрабатывает проект планировки партера Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО). По этому проекту была реализована новая планировка ЦПКиО от входа до Нескучного сада вместо оставшейся от первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которую в свое время разработал И. В. Жолтовский. Планировка партера ЦПКиО Мельникова в основном сохранилась до наших дней.

-21
-22