Канал НТВ продолжает удивлять премьерами новых детективных сериалов, которые по качеству значительно превосходят традиционную линейку ментовских стрелялок и погонь. Новый сериал «Душегубы» также оказался тем эфирным продуктом, который смотреть было интересно и в чем-то поучительно. Потому что именно в этом сериале, поставленном режиссером Давидом Ткебучавой, разрушаются некоторые стереотипы.
Во-первых, те, что связаны с воссозданием на экране образа советской эпохи. А, во-вторых, те, что уже привычно используются при показе повседневной работы сотрудников советских силовых ведомств.
Неслучайно каждая серия сериала «Душегубы» открывает названием и подпечаткой: «Основано на реальных событиях». И это, действительно, так и есть. Основу сценария (авторы – Юлия Шунто, Алексей Сашин) составило печальное известное «дело витебского душителя» Геннадия Михасевича, убившего 36 женщин в 1971-1985 годах. Это негодяй и насильник вошел в числе самых известных сексуальных маньяков времен позднего СССР наряду с Андреем Чикатило и Анатолием Оноприенко. Правда, первому убийце «повезло» чуть больше в мире экранных страстей. О нем не только сняли недавно отечественный сериал, но дань его гнусным деяниям отдал даже Голливуд («Человек Х»). Михасевич, в свою очередь, же стал персонажем нескольких документальных и игровых картин.
Получалась порою странная история. Вроде бы надо рассказывать о таких ублюдках, чтобы предостеречь людей от возможных опасностей с трагическим исходом. А на самом деле в результате мы получаем некоторое экранное оправдание преступлений этих нелюдей. За примерами ходить далеко не надо. Вспомним об интервью, которое взяла К.А. Собчак у так называемого «скопинского маньяка», недавно вышедшего на свободу с чистой совестью (?).
Сериал «Душегубы» ломает эту сомнительную экранную традицию попыток разобраться в мятущейся душе садиста шизоидного плана. Время и место действия обозначены предельно точно: Витебская область, 1984 год (судя по портрету Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко, украшающего официальные кабинеты начальников). Приметы времени обозначены конкретно: от телефонов-автоматов до раздающейся повсеместно песни про малиновку. Правда, в те годы каратэ получило вполне официальное признание и его последователи не преследовались так, как это показано в сериале.
Еще более конкретно и обстоятельно показаны будни советских силовиков, ведущих расследование относительно маньяка. И здесь стоит отметить работу сценаристов, которые до поры до времени не выдвигают на первый план версию о серийном насильнике и убийце. Пожалуй, впервые за многие годы детективного телесмотрения мы видим, что в реальности «следаки» занимаются расследованием нескольких преступлений одновременно. В этом и состоит суровая правда эпохи, когда отчеты и сроки были обязательным условием работы правоохранительных органов. Тем более, что в нынешнем сериале мы видим еще одну примету советской эпохи. А состоит она в том, что начальство витебских силовиков не очень жаждало принимать в разработку версию о «душителе», так как дело могло стать громким и скандальным и вскрыло бы реальную картину того, как велось следствие в ряде криминальных эпизодов. Однако настойчивость прибывшего в Витебск из Минска следователя прокуратуры Леонида Ипатьева (Сергей Марин) дала свои результаты: версия о серийном цикле убийств была принята в разработку и после гигантских усилий была доказана, а садист и убийца пойман и изобличен.
«Душегубы» - поучительное зрелище еще и потому, что мы видим, как могут ошибаться те, кому государство доверило защищать людей и закон. И к тому же мы видим не только честных сотрудников органов, но и те, кто извлекает корысть из своего положения. Здесь стоит сказать об Александре Самойленко, сыгравшего антипода Ипатьева, сотрудника витебской прокуратуры Шахновича. Перед нами возникает настоящий образ монстра, способного на все ради собственного блага и карьеры. Именно, его в конечном счете, Ипатьев и называет «душегубом», который сделал все, чтобы настоящий маньяк гулял на свободе и вершил свои кровавые дела.
Это противостояние на экране состоялось во многом благодаря не только яркой игре Александра Самойленко, но и по контрасту сдержанно-скупой манере существования в кадре Сергея Марина, ставшего главным героем сериала. Словом, мы увидели двух разных персонажей, между которыми и проложена фабульная дуга напряжения и противостояния. И в этом тоже мы узнаем знак эпохи, где порою слова расходились с делами, но справедливость и закон в итоге торжествовали.
Сериал густо населен и можно сказать, что его авторам удалось найти равновесие между выбором актером по принципу типажности, но при этом каждому из них дан шанс сыграть в полную меру своего таланта. Отмечу несомненную очередную актерскую удачу Татьяны Рассказовой в роли заведующей архивом Антонины Павловны. И особо отмечу Вячеслава Крикунова, которому как раз и досталась нелегкая роль маньяка. Сыграл он ее так тонко, что уже при первых появлениях этого гнусного персонажа начинаешь его подозревать, а когда выясняется его истинное лицо, то этому знанию уже не удивляешься. А вокруг люди и страсти, когда вторые управляют первыми. И эта череда портретов «лжеманьяков» правдиво раскрывает нам то, как жилось и чего хотелось гражданам Советского Союза на излете эпохи развитого социализма. Не скажу, что в «Душегубах» нам продемонстрирована энциклопедия социальных типажей, но сериал дает возможность почувствовать и увидеть разнообразие жизненных устремлений тех, кто жил тогда, когда до конца огромной страны оставалось всего несколько лет.
Финал сериала не оставляет ощущение безысходности. Ипатьев, заслушав смертный приговор суда «витебскогому душителю», выходит из зала заседаний и встречает тех людей, которым его расследование хотя бы как-то помогло облегчить страдания и нелегкие удары судьбы. А финальная встреча нового года венчает сюжет сериала в духе развязки «Молчания ягнят». В квартире Ипатьева раздается звонок его приятеля-психиатра, призывающего навестить Институт имени Сербского, где оказался очередной «странный» индивидуум. Нам же остается гадать: кого авторы имели в виду?
Однако один факт нам известен абсолютно точно: у экранного следователя Ипатьева в реальности был прототип – следователь прокуратуры Николай Игнатович, усилиями которого и был изобличен и пойман страшный маньяк. И этот факт эпохи уже никому не отменить.
Сергей Ильченко