Похоже, избежать дополнительных уроков – цифровой грамотности – в российских школах не получится. Того требует жизнь. Конечно, можно интегрировать различные модули по цифровой грамотности в разные учебные дисциплины, однако желаемого эффекта может не дать. Стремительная цифровизация нашей жизни говорит о том, что данный курс в каком-то виде точно нужен учащимся.
Это понимают и учителя, и учащиеся, и их родители. Показательны в этом отношении результаты опроса онлайн-школы Skysmart. Он проводился в мае этого года анонимно, в нем приняли участие 1200 родителей, 1400 учителей и 1100 школьников из разных регионов России. (Опрос несовершеннолетних проводился с разрешения их родителей или опекунов).
99% родителей высказал мнение, что обучать детей основам цифровой грамотности необходимо. С ними согласны 95% учителей и 89% самих школьников.
Примечательно, что большинство учеников считает, что такие занятия должны все-таки проходить в школе, правда, в формате дополнительных курсов. С ними согласны 39% учителей и 31% родителей. Второй по популярности ответ у всех трёх аудиторий: дополнительные курсы от Министерства просвещения.
Большинство родителей полагают, что уроки цифровой грамотности в школах стоит вводить с первого класса, а большинство учителей и школьников - что с пятого. За введение нового предмета в пятом классе выступают также 19% родителей.
В числе навыков и умений, которые должны сформироваться у школьников в процессе обучения цифровой грамотности, были такие, как: работа с информацией, информационная безопасность, умение защищать свои персональные данные, этикет общения в сети, управление своей репутацией в интернете, функциональная грамотность при использовании программ и гаджетов, и многое другое.
Учителя особенно выделяют умение работать с информацией, умение защищать информацию о себе от использования посторонними и безопасное хранение данных. Согласитесь, что все это точно пригодится в современной жизни. И, надо сказать, работы в этом направлении ведется. Цифровая грамотность населения растет, но все еще оставляет желать лучшего.
Для 34% школьников было бы важно уметь работать с информацией, особенно - быстро находить нужную. Ещё 33% хотели бы научиться создавать контент разного формата и знать правила этикета при общении в интернете.
34% родителей также хотят, чтобы их дети при работе с информацией научились отделять главное от второстепенного, производить фактчекинг, оценивать её полноту, пользу и качество. 33% проголосовали за то, чтобы на уроках цифровой грамотности школьники обучились бесплатно использовать технологии, а ещё 31% - за формирование навыка защиты персональных данных.
«Каждой технологической революции находились противники, - отметил GR-директор Skyeng Макар Гончаров. - Даже при строительстве железных дорог были люди, которые считали, что от тряски в поезде страдает головной мозг и стук колес приводит к его сотрясению. Технологии - это уже часть нашей жизни, и необходимо учить детей безопасно ими пользоваться».
Безусловно, вписать новый предмет в базисный учебный план будет непросто. Школьники и так сильно перегружены. Или придется отбирать часы у других дисциплин? Надо ли это?
В общем, над этим вопросом следует еще хорошо подумать. А каково ваше мнение?