Основной бизнес уже 20 лет — логистика, таможня, ВЭД. Он, кстати, тоже все время трансформировался — сначала это были поточные однотипные грузы, контейнерные партии, сейчас это сборные грузы из любой точки мира.
Первый «левый» опыт — ателье по пошиву сорочек по индивидуальным меркам. Плюсы — было очень интересно так как мы были одни из первых. Мы покупали ткани в Италии у фабрики Альбини, потом у турков, пуговицы (перламутровые) сначала в Австралии, потом в Китае. К каждому клиенту выезжал менеджер: снимал мерки, выбиралась ткань, фасон, потом пошив и вышивка инициалов клиента.
Плюсы — было очень интересно, производство находилось в церкви на кадетской линии ВО прямо под куполом, было много интересных клиентов. Процесс — одно сплошное творчество, даже название мы придумали наобум — Cagliari (столица Сардинии). Ошибки — не рассчитали ограниченный спрос, особенно в начале 2000 годов. Если вы посмотрите, как выглядят большинство мужчин в России и, например, в Италии даже в 2017 году, всё станет понятно.
Ошибкой было большое количество партнеров. У меня их было 4 — это запредельно много. Идеальный вариант — два. Проблемы были и в управлении: я появлялся на производстве раз в месяц. Однажды обнаружил дедовщину и воровство. Я могу долго рассказывать про этот бизнес, так как он оставил у меня хорошие воспоминания при нулевой прибыли.
Номер 2. После паузы в 4-5 лет меня снова занесло в очередной блуд. Дело в том, что мой основной бизнес — это прекрасное пособие по многим бизнесам — у меня были десятки разных клиентов, от строительных компаний до сексшопов. Мы иногда находим любые товары в разных частях света для наших клиентов, заключаем за них ВЭД-контракты, доставляем товары в страну, производим таможенное оформление и сертифицируем.
Как вы понимаете, мы видели экономику многих бизнесов, и у нас постоянно возникал соблазн заняться ещё чем-нибудь. Проанализировав доходности мы увидели, что самые большие деньги зарабатываются на женщинах. Вот так я стал эксклюзивным дистрибьютором двух американских брендов косметики.
Мы закупили товар в США, привезли, растаможили и вышли на выставку «Невские Берега». Построили креативный безумный стенд: у нас был уголок Калифорнии — хиповый фольксваген Калифорния Т2 1974 года выпуска, пляжные зонтики, лежаки, серферская доска 80-х годов, девчонки в майках и соответствующая музыка. Стенд понравился всем, и хозяевам выставки и посетителям, но цели он не достиг. Акцент был сделан на шоу и развлечение публики, а не на продукцию, которую мы представляли.
Потом были ещё четыре выставки в Москве и Петербурге. Нашей ошибкой был неправильный выбор бренда. Мы взяли товар высокой ценовой категории, качественный а-ля натуральный, тогда как на тот момент на рынке уже было около 100 брендов для волос. Несмотря на то, что продукция понравилась потребителю, цена была высокой, особенно после того, как скаканул курс доллара. Для того, чтобы поднять бренд, нужно потратить много времени, денег и свыкнуться с бардачностью бизнеса индустрии красоты в России.
Один из самых проблемных моментов — ты вынужден отдавать товар на реализацию, и даже если его продают, собрать деньги с салонов красоты и магазинов торгующих косметикой очень тяжело — 90 % из них ведут отчетность в тетрадках в клеточку.
Из плюсов опять же масса положительных эмоций от «выброшенных на развлекуху денег ». Я стал в какой-то степени своим для участников этого закрытого бизнеса и теперь оказываю им услуги: то есть я приобрел новых клиентов для своего основного бизнеса, и на сегодня они дают мне 50 % оборота.
Подводя итог, советы — любой бизнес должен приносить прежде всего удовольствие: от процесса, от получения прибыли, от общения с людьми, от опыта. Идеально, если вас будет двое — один партнер должен дополнять другого. Мне повезло, я нашел такого. Пусть даже у вас будут разные интересы и стиль жизни, это даже хорошо, но вы должны доверять друг другу и в самом начале разделить полномочия.
Помните, любые денежные потери — это бесценный опыт. Рискуйте, пробуйте разные сферы.
Я думаю сейчас, может быть, сексшоп пора открыть? Опыт поставки есть: от самого Hastlera везли как-то целый контейнер игрушек клиенту в Новосибирск (холодно там зимой — люди согреваются).