Чтобы научить ребенка грамотно справляться с гневом, злостью и агрессией, — не загонять их «под лавку», но и не становиться их рабом, взрослый может показать ребенку простые техники и объяснить, для каких случаев годится одна, а для каких другая. Скажем, если ребенку страшно, то см. пункт 6, а если он взбешен, то см. пункт 2.
Для начала можно объяснить, что чувство гнева — это нормально, что агрессия — это тоже нормально, что человек в состоянии отследить их и управлять ими, как и другими своими эмоциями и состояниями.
7 техник для того, чтобы успокоиться
1. Дышим: длинный выдох — для релакса, длинный вдох — для бодрости
Упражнения на дыхание помогут детям сконцентрироваться, успокоиться или взбодриться. Научите ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачиваться на дыхании. Для этого пусть считает «про себя»: вдох на 4 счёта и выдох на 4 счёта — это будет один дыхательный цикл, который нужно повторить хотя бы 5–7 раз.
Пусть ребёнок научится концентрироваться на дыхании в спокойном состоянии. Потом он сможет использовать эту практику, если сильно разволнуется.
Попробуйте удлинять выдох относительно вдоха, чтобы успокоиться, или удлинять вдох, чтобы взбодриться.
Для расслабления лучше всего делать выдох в два раза длиннее, чем вдох. И наоборот: если удлинить вдох относительно выдоха, это поможет взбодриться.
2. Выпускаем агрессию через движение
Злость — это источник энергии. Важно уметь «выпустить» злость через движения и действия. Можно надувать воздушный шарик или дуть в воду через соломинку, можно бегать, отжиматься, махать руками, приседать.
Если такой возможности нет, поможет просто сжимать и разжимать кулаки, напрягать и расслаблять мышцы рук или ног. Можно сфокусировать внимание на какой-нибудь группе мышц: максимально напрячь эти мышцы и задержать это напряжение на 3–5 секунд, затем на выдохе расслабить мышцы. После чего перейти к другой группе мышц.
3. Берем паузу... или просто уходим
Справиться со злостью гораздо проще в самом начале, когда эмоциональная реакция только начинает разворачиваться. Агрессия обрушивается на человека как лавина, и справиться с ней в конце будет гораздо сложнее. Важно уметь выйти из ситуации, если это возможно, в самом начале: прекратить разговор, уйти в другое помещение. После этого стоит подождать 10–15 минут, посмотреть на ситуацию со стороны, подышать и размяться.
4. Воображаем свое любимое место и любимых людей
Чтобы справиться с грустью и волнением, нужно в красках и деталях представить себе приятную ситуацию или значимых людей, которые тебя поддерживают. Ребёнок может вспомнить или придумать — увидеть и услышать — такие ситуации и места, в которых ему очень спокойно и радостно, где он чувствует себя уверенно. Затем — выбрать, кто из близких людей мог бы помочь в сложной ситуации. Представить, что бы они могли сказать и как поддержать.
5. Ищем в происходящем хоть что-то хорошее
Позитивное переформулирование — простая методика для изменения отношения к ситуации. Это попытка найти светлые моменты в грустной или тревожной ситуации и подумать о ней по-другому.
Попросите ребёнка:
- Обрисовать ситуацию одним предложением. Например, «Мне не нравится ходить в школу».
- Трансформировать предложение по формуле «Даже если…» или «В любом случае…».
В результате получится: «Даже если мне не нравится ходить в школу, иногда там бывает интересно и весело». Или, к примеру, «Я опять плохо написал контрольную … и это хорошо, потому что в следующий раз я эту ошибку увижу и не пропущу».
6. Изучаем свой страх: рисуем его и высмеиваем (можно пририсовать рожки)
Чтобы справиться с тревогой, волнением и страхом, нужно хорошенько их изучить. Страх, в первую очередь, — механизм защиты от опасности. Это важно знать, чтобы относиться к страху более спокойно и дружелюбно.
Попросите ребёнка нарисовать свой страх в виде какого-нибудь образа или существа и попробовать представить, от чего это существо хочет его предостеречь. Если страх не превращается в друга, его можно сделать смешным: дорисовать такие детали, которые превратят страх в смешное или беспомощное существо. Смешное не может быть страшным. В конце концов, рисунок можно порвать и выбросить, пытаясь таким образом избавиться от волнения и тревоги.
7. Концентрируемся на физических ощущениях
Попросите ребёнка осмотреться и назвать про себя пять объектов рядом с ним. Затем перевести фокус внимания на звуки: какие четыре звука он слышит? Затем — на телесные ощущения (например, ощущение одежды на плечах, соприкосновение спины с креслом), а потом на запахи — нужно назвать два запаха, который ребенок чувствует.
Если внимание начнёт ускользать, нужно заметить это и вернуться к упражнению. Если в голову будут приходить мысли, то можно просто сказать «про себя»: «Я заметил эту мысль», отпустить её и опять вернуться к упражнению.
Конечно, взрослым эти техники тоже будут полезны.
#ребенок #саморегуляция #развитие детей #родители и дети