Реплика. Заметили, что слово часто появляется вместо привычного нам раньше «подделка» или «контрафакт» (ст. 1515 ГК РФ)? Что в этом такого, если вещь сделана в стиле, например, знаменитой Биркин или Шанель? Ничего, если вещи называют своими именами, пусть даже эвфемизм «реплика» приукрашивает смысл ‘ненастоящая’.
До тех пор, пока вы не стали жертвой мошенников, которые торгуют через инстаграм и другие социальные сети и не предупреждают о том, что поставляют подделки. Особенно часто жертвами становятся те, кто не очень давно получил возможность покупать брендовые вещи или вообще влез в долги, чтобы купить одну. И это особенно обидно.
Дело Анастасии Суворовой
Несколько лет назад было заведено громкое дело на Анастасию Суворову. Женщина довольно долго продержалась с прибыльным мошенническим бизнесом: продавала реплики вместо настоящих брендовых вещей.
Тогда потерпевшими по делу проходили 18 человек, все они делали покупки в магазине, который Анастасия создала в инстаграме. Суммы ущерба составили от 6 до 75 тысяч рублей — в общей сложности на 448 тысяч рублей. География распространения подделок — от Самары до Грозного.
В этой истории быстро собралась инициативная группа, было много эмоций, потому что одно дело, когда на дорогие аксессуары уходят свободные деньги, а другое — когда последние. Одна из покупательниц вообще хотела порадовать себя дорогой покупкой после двойной мастэктомии. Но мошенники редко имеют совесть, само понятие «мошенничество» этого не предполагает.
В этой истории все закончилось так, как предполагает закон
Анастасия получила реальный срок — 4 года (Ст. 146-147 УК РФ), частично вернула долг покупателям. Хотя и не весь — всего где-то около десятой части.
Но есть плохая новость
В Законе о защите прав потребителей не предусмотрены ситуации, когда для торговли используют фальшивые домены и продают продукцию с сайтов-двойников. Они похожи на корабли-призраки, появились, показались реальными, а потом исчезли, как будто их и не было. Для их поиска и поимки нужны специальные знания и умения, которыми пока обладают не все представители закона. Да и ресурс на это нужен отдельный.
Хорошая новость
Наши эксперты могут отследить мошенников в сети, так что обращайтесь. А вот на законодательном уровне придется проводить апгрейд.
Dura lex sed lex — закон суров, но это закон. И мошенничество остается мошенничеством как онлайн, так и офлайн.