В моей жизни это очень редкий случай. Обычно, выбирая между книгой и фильмом я всегда отдаю предпочтение первой. Тем удивительнее, что по-настоящему страшная книга оказалась для меня чуть менее любимой чем фильм. Сравню и расскажу почему.
Сюжет
Книгу "Мизери" написал непревзойденный Стивен Кинг. Сам сюжет великолепен и не избит для ужастика. В нем нет монстров, многочисленных жертв и потусторонних сил, может поэтому он настолько страшен, такое вполне может произойти в реальной жизни. Итак:
Знаменитый писатель Пол Шелдон каждый год отправляется в богом забытую дыру местность, чтобы написать свой роман. Он живет там уединенно, пишет, затем возвращается к издателю чтобы представить свое творение. В тот раз все было как обычно, но на повороте по скользкой дороге он не справился с управлением и вылетел в кювет. Его находит и спасает милая дама, которая оказывается его самой большой поклонницей. Энн заботится о нем, выхаживает, помогает оправиться от аварии. А затем, предлагает вернуться к написанию новой книги о Мизери (цикл книг, который сделал писателя популярным). Причем это предложение, от которого невозможно отказаться. Пол понимает, что единственный путь выжить, это писать книгу и не халтурить, так как каждая ошибка жестоко наказывается.
Почему же фильм, а не книга?
Скажу сразу, в книге Кинг все-таки связал одержимость и безумuе Энн с потусторонними силами, словно в нее вселился злой дух. Это делает книгу и страшнее фильма и чуть менее реальной. Кроме того, в книге гораздо больше страшных подробностей, мелких деталей, которые делают книгу по настоящему жуткой. Настолько, что ее страшно читать.
В фильме Энн кажется нормальной и заботливой до определенного времени, искренне радуется каждой новой странице. Она скорее жёсткий тренер для Пола, чем порождение зла, во всяком случае до того, как все выйдет из-под контроля.
За свою игру актриса Кети Бэйтс в 1991 году получила Оскара за лучшую женскую роль. И вполне заслуженно. Весь ужас построен именно на противостоянии двух главных героев. А образ Энн получился очень многогранным. Она способна на радость и страсть, не глупа и показывает это в самых неожиданных ситуациях. При этом к ней нет сочувствия за ее обращение с писателем, хотя в конце фильма он и говорит, что без Энн не смог бы создать свою лучшую книгу. И это действительно так. В книге же Пол никогда такого бы не сказал. Там Энн - порождение ужаса.
Мне кажется Стивен Кинг, который, к слову, был автором не только книги, но и сценария фильма, смог создать музу темного писателя. Не милую барышню с крылышками, которая летает в воздухе и вдохновляет писателя своей красотой. Нет, муза Стивена Кинга - это толстая жестокая тетка, которая не принимает халтуру и больно наказывает за лень и нежелание работать. В книге очень много размышлений о писательском деле:
Писание не является причиной несчастья, это порождение несчастья.
Большие повреждения порождают романы, а не амнезию. Талант – полезная вещь для писателя, но единственное непременное условие – это способность помнить историю каждого шрама.
Как только ты приступаешь к книге, все остальные оказываются на другом конце галактики. Никогда я не писал для своих жен, для матери, для отца. Знаешь, почему авторы пишут, что посвящают книги своим близким? Потому что в конце концов масштабы собственного эгоизма начинают их пугать.
Мизери, Стивен Кинг
И в фильме, и в книге мне особенно нравится один момент. Пол пытается оживить Мизери, которую он упокоил в последней книге. При этом пишет, что она просто ожила. Энн приходит к нему в ярости, и эту читательскую ярость я хорошо понимаю, тоже не люблю, когда писатель плохо продумывает сюжет и противоречит сам себе. Она в гневе объясняет, что задача Пола не просто написать книгу, а сделать так, чтобы она ей поверила.
А вы любите ужастики? Что вы думаете о фильме и книге "Мизери"? Что вам понравилось больше и почему? Давайте обсудим.