Найти тему
Александр К

Подмосковье. Истра. Воскресе́нский Новоиерусали́мский монасты́рь

Совсем недалеко, на 55 км Волоколамского шоссе, в подмосковном городке Истра находится необычный исторический ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви.

Местонахождение Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в Истре относительно центра Москвы
Местонахождение Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в Истре относительно центра Москвы

Трудное слово "ставропигиальный монастырь", означает, что монастырь свободен от местной епархиальной власти и прямо подчинен патриарху и синоду. Не мне мирскому человеку, заходящему в храмы больше поглазеть, нежели помолиться, комментировать этот момент и я ограничиваюсь только пояснением термина, трудного, однако, даже для произношения тому, кто его не знает. А Воскресенским Новоиерусалимский монастырь назвали потому, что до 1930 года Истра называлась Воскресенском (до 1781 года — Воскресенское, до 1636 года — Сафа́тово, а первые упоминания о месте датируется 1589 годом).

Фото из открытого источника. 1. Воскресенский собор. 2. Скит Патриарха Никона. 3. Силоамская купель. 4. Гефсиманский сад. 5. Башни монастыря. 6. Иордан.
Фото из открытого источника. 1. Воскресенский собор. 2. Скит Патриарха Никона. 3. Силоамская купель. 4. Гефсиманский сад. 5. Башни монастыря. 6. Иордан.

Много слышал и читал в разное время, но вот сложились обстоятельства и удалось побывать в монастыре, точнее - на его территории, ибо не все мирянину позволено видеть в обителях и это, наверное, правильно! Вера вообще не терпит публичности и доказывания кому-то, что ты веришь. Вера - это твоё личное. А я хочу показать красоту этого монастыря, но покажу это по-своему. Конечно, лучше всё это посмотреть самому.

Монастырь основан в XVII веке (в 1656 году) патриархом Никоном (он является также основателем монастырей Иверского и Крестного). По его глубокому убеждению под Москвой должен был быть воссоздан комплекс Святой Земли, куда стремятся миллионы паломников со всего света - Палестины! По-сути, Никон задумал воссоздать под Воскресенском образ, иллюзию Святой Земли (Палестина), но под Москвой, в Истре, на земле русской. А может быть Никон хотел сделать монастырь центром православного мира для всех славянских народов.

Идея очень достойная. Причем воссоздавались не только постройки, но и места вокруг монастыря (пейзажи). Например холмы назвали: Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум. А реку Истру назвали Иорданом. Лес на берегу р.Истра просто вырубили, чтобы пейзаж был больше похож на тот, что на Святой Земле. Всё присоединяемые земли для территории будущего, еще не построенного тогда монастыря, оформлялась на имя Валдайского Иверского монастыря.

По такой схеме присоединили бывшие земли: боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова. Сам монастырь был заложен на фактически рукотворном холме, прозванном по аналоги с холмом-прототипом в Палестине - Сион. К востоку от Сиона располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере - холм Фавор. В монастыре работали белорусские мастера.

Первым архитектором монастырских сооружений был П.И. Заборский «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Кто такой патриарх Никон можно узнать из открытых источников, но часть информации конечно я укажу.

Патриархом Никон в истории России очень не простой! Могу заметить, что напоминал он мне в делах церковных чем то Петра I по вопросам борьбы с дремучестью и нежеланием реформирования в делах церковных. Наверное это и предопределило случившийся церковный раскол. Но одного стремления Никона было бы мало, если бы не был он поддержан активно и буквально во всём, в то время, царем Алексеем Михайловичем Романовым (батя Петра I).

Так как в то время патриарх частенько останавливался в Воскресенском, живописном очень месте, то эти места и были определены под задуманное. А в качестве "прототипа" монастыря послужил Иерусалимский храм Воскресения Господня (рекомендую посмотреть вот это видео "прототипа" монастыря, а после этого смотреть фото мои ниже). Посмотрели? А теперь читаем дальше. Интересно, что сам Никон никогда не бывал в Палестине! Но многое знал о "месте страстей и Воскресенья Христова". А вот модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никон получил посылкой в дар прямо от иерусалимского патриарха Паисия. Как считаете, получилось у Никона или не очень?

Вид на Воскресенский собор, колокольню, Константино-Еленинскую церковь
Вид на Воскресенский собор, колокольню, Константино-Еленинскую церковь

План монастыря поражает своей масштабностью. Территория монастыря "вписана" в живую природу. А все постройки монастыря на плане хорошо видны. Кстати! В моем канале есть статьи про замки в Европе. Посмотрите ради интереса и сравните планы. Заметили? Они такие разные, но схожи в одном - всё это по-сути - крепости на случай попытки неприятеля захватить монастырь. Просто оружия нет в монастыре в мирное время, но история показывает, что монахи - добрые воины и им не надо объяснять за что они воюют, что они защищают. Война есть война и землю встают защищать все, кому она дорога. В мирное время оружие монаха - вера!

Карта-схема монастыря в наши дни
Карта-схема монастыря в наши дни

Если внимательно посмотреть на место, в котором расположен монастырь, то можно заметить, что стоит он на возвышении. Впрочем, ничего оригинального я не написал. В России всегда старались выбрать местом строительства храма где-то в месте людном или в месте очень красивом. Но потребность создать место подобным палестинскому в Воскресенском привело к колоссальному объему работ по "досыпанию" (от слова "насыпать", а не "спать") возвышенности для создания холма, ибо задуманное того стоило. Вот этот холм и назвали Сионом.

Вход на территорию монастыря осуществляется через Красные ворота Надвратной Входоиерусалимской церкви с изображением Христа (к сожалению, не получилось у меня фото, поэтому показываю здесь фото из открытого источника). Надвратная Входоиерусалимская церковь с композицией "восьмерик на четверике" с трехпролетными святыми воротами.

На четверик святых ворот монастыря поставлен четверик, окруженный по сторонам света симметричными полукруглыми выступами, образующими четырехлепестковое основание храма. У четверика два ряда окон, украшенных резными барочными наличниками, ориентированными вертикально и придающими стройной высокой церкви еще бóльшую стройность и изящество. 

Окна светового восьмерика украшены уже значительно проще; два малых глухих восьмерика, поставленных на большой восьмерик, почти лишены декора – их украшают только небольшие колонки. Правая арка - Въездные врата, центральная арка - Красные врата с изображением Христа Спасителя, проходные для посетителей. Левая арка - вход наверх, в церковь Входа Господня.

Надвратная Входоиерусалимская церковь с композицией "восьмерик на четверике" с трехпролетными святыми воротами. Права арка - Въездные врата, центральная арка - Красные врата с изображением Христа Спасителя, проходные для посетителей. Левая арка - вход в церковь, наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.
Надвратная Входоиерусалимская церковь с композицией "восьмерик на четверике" с трехпролетными святыми воротами. Права арка - Въездные врата, центральная арка - Красные врата с изображением Христа Спасителя, проходные для посетителей. Левая арка - вход в церковь, наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.

Над вратами расположены арки с колоннами и зубчатым орнаментом. В позолоченном резном треугольном иконостасе расположена икона "Сошествия в ад". Всяк входящий в монастырь проходит через Красные ворота, спускается внутрь территории монастыря по красивой широкой белой парадной лестнице. Весь монастырь, как и положено всякому монастырю, защищен вот такими добротными стенами с бойницами в сторону наружную и максимально открытыми проемами крытых переходных галерей на стене в сторону внутреннего пространства монастыря. Врагу - бойницы, храму - душу без остатка!

Вид на белокаменную лестницу, на Иерусалимскую надвратную церковь
Вид на белокаменную лестницу, на Иерусалимскую надвратную церковь

Под руководством Никона с 1658 (в этом году Никон, как раз и потерял доверия царя, вернулся в скит в Воскресенском и сосредоточил свои усилия и мысли именно на сооружении монастыря, очень хотел объединить на территории монастыря максимум людей, хотел он, чтобы люди любили жизнь и ценили её) по 1662 годы здесь созданы приделы: Голгофа, Успения Богородицы, Усекновения главы Ионна Предтечи. Всего пределов Никон задумал сделать 365 (по количеству дней в году).

Никон лично и усердно руководил строительством до 1666 года, причем речь идет о руководстве строительством всей инфраструктуры монастыря. Ведь построены здесь церкви, ограды, дом паломников, трапезная, кельи больничные, конюшенный двор, библиотека... и кто знает, что было бы построено еще, но вдруг лишил Алексей Михайлович Никона патриаршества (видимо "по утрате доверия", что-то это мне напоминает), да еще в ссылку сослал в Ферапонтов монастырь простым монахом.

Осерчал царь-батюшка видать под наветами тех, кто не принял реформ и воли Никона. И как, часто бывало на Руси, называть монастырь Новым Иерусалимом стало запретно, мастеров принудительно повелел царь отозвать из монастыря своим высочайшим Указом от 22.12.1667 года. 31 мастер был отозван согласно Указа и переведен в Оружейную палату Кремля. А монастырь фактически разграбили.

Сначала монастырь стал рядовой подмосковной обителью. Затем, вотчины были разделены, далее - Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства и строительство стало называться Воскресенским. Противники Никона пытались лишить монастырь его вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Но как нет худа без добра, так и добро несёт добро!

В годы правления царей Федора Алексеевича (он же по-сути своей был учеником патриарха Никона), монастырская стройка снова ожила. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца - Мастерской палаты. Сам царь-батюшка Федор Алексеевич Романов (Федор III, 30 мая (9 июня) 1661 г. рождения, умер 27 апреля (7 мая) 1682 г., царь и великий князь всея Руси). принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители.

В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые. Монастырь приумножился обителями. А уже в 1681 году были воздвигнуты каменные палаты царевны Татьяны Михайловны (тётка Фёдорова Алексеевича, очень сильно повлиявшая на него по вопросам помощи монастырю и его возрождении после несправедливого гнева царя Алексея Михайловича в отношении судьбы монастыря и земель вокруг него, судьбы Никона).

К сожалению, Никон, уже прощенный царем и с его разрешения вернуться в Воскресенское, скончался в 17.08.1681 году в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, по дороге домой. Никон так и не увидел чуда возрождения монастыря, которому он отдал свои мысли и годы жизни и был похоронен в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора, вписав своё славное имя не только в историю трех российских монастырей, но и навеки вечные в историю государства Российского.

Монастырь продолжили строить уже при Царе Иоанне (Иван V Алексеевич Романов — старший царь и великий государь всея Руси Годы жизни 1666–1696 Годы правления 1682–1696) и при царе Петре Алексеевиче (12 октября 1715, Санкт-Петербург — 19 января 1730, император всероссийский, сменивший на престоле Екатерину I). Cооружаемый Воскресенский собор был наконец-то освящен патриархом Иоакимом в 1685 году. Державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, «вечно утвержденную грамоту» на все её тогдашние вотчины и угодья. Думаю, душа Никона была довольна.

Много выпало на долю монастыря. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны (1709 - 1761, российская императрица с 1741 года, дочь Петра I), после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года (наверное тогда были потеряны в огне храм Рождества и храм Трех Святителей, ибо были храмы деревянными).

Клонившийся к окончательному разрушению собор, в 1749-1759 годах был возобновлен по воле Елизаветы и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли (тот, который, как раз был архитектором в Царском селе и трудился над великолепием Екатерининского дворца), под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.

Уже императрица Екатерина II Алексеевна, Екатерина Великая, урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербсткая, 21.04. (02.05) 1729 года - 6 (17).11.1796) продолжила благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

Вид на церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора. Это наземная часть. При Никоне был вырыт только котлован. Подземная часть уходит под землю на 6 метров и примыкает к храму Воскресенья (а в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале). Это прообраз места, где был найден Животворящий Крест Господень. Император Константин Римской империи объявил христианство официальной религией, мать Константина - Елена распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.  И было чудо! Там нашли крест на котором был распят Христос, на месте пещеры Елена повелела воздвигнуть церковь. Чтобы подземные воды не портили внутреннее убранство церкви, был обустроен ров собирающий и отводящий воды, влагу, сырость. Освящена в 1690 году.
Вид на церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора. Это наземная часть. При Никоне был вырыт только котлован. Подземная часть уходит под землю на 6 метров и примыкает к храму Воскресенья (а в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале). Это прообраз места, где был найден Животворящий Крест Господень. Император Константин Римской империи объявил христианство официальной религией, мать Константина - Елена распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос. И было чудо! Там нашли крест на котором был распят Христос, на месте пещеры Елена повелела воздвигнуть церковь. Чтобы подземные воды не портили внутреннее убранство церкви, был обустроен ров собирающий и отводящий воды, влагу, сырость. Освящена в 1690 году.

В веке XIX был выполнен большой объем реставрации и создан музейный комплекс патриарха Никона, открыта церковно-приходская школа. Что такое церковная-приходская школа мне рассказывала моя бабушка и сегодня я этого пожалуй не увижу. Знаю, что есть такие школы при храмах, но никто из моих родных в таких школах, кроме бабушки, не учился.

К XIX веку можно также отнести начало научного изучения истории Нового Иерусалима. Крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин) - исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры.

Фундаментальный труд архимандрита Леонида «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году, содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Государственный Исторический музей (г.Москва), где хранятся и поныне.

Век XX принес монастырю сначала популярность паломников. Число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

В 1919 году монастырь просто взяли и закрыли. Помните знаменитую сцену в фильме "Собачье сердце", когда Швондер пришел с группой товарищей к профессору Преображенскому. А в зданиях музея открыты: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.

В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В Великую Отечественную войну здесь были жестокие бои, так как монастырь расположен в Истре, то был разрушен уже в 1941 году вместе с городской застройкой, да еще и подорван Воскресенский собор сапёрами немецко-фашистской дивизии СС «Райх», рвущейся с другими десятками немецких дивизий к Москве. Очень сильно были разрушены: колокольня, центральная глава, шатер ротонды, Воскресенский собор (всё разрушено до первого яруса). Крест собора рухнул на землю, но не сгорел в пожарище. Многие архитектурные памятники были уничтожены, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в материалах Нюренбергского процесса.

Сразу после войны, в 50-х годах начались восстановительные работы. Монастырь отстраивали заново, используя руины и то, что уцелело от варварства фашистов. В 1959 году советские люди наконец-то увидели монастырь восстановленным, открытым к посещению, правда восстановить тогда удалось не всё, например ярусная звонница XVII (колокольня) века осталась разрушенной. Только в к 2014 году рядом с Воскресенским собором была наконец-то восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола на звонице. У Воскресенского собора снова появились свои "голоса" доходящие до сердца каждого посетителя монастыря, слушающего колокольный перезвон. Поверьте, голоса просто отличные (видео колокольного звона Воскресенского собора, открытый источник).

Воскресенский собор похож чем-то на русский терем: наличники, карнизы, фризы, балюстрады украшенные растительными узорами диковинной красоты, изразцовые цветы и травы
Воскресенский собор похож чем-то на русский терем: наличники, карнизы, фризы, балюстрады украшенные растительными узорами диковинной красоты, изразцовые цветы и травы

В 1994 году монастырь наконец-то вернули церкви. Музей открыли в новом здании, недалеко от монастыря. Многое изменилось для монастыря в 2008 году после посещения Медведевым Д.А. и Алексием II. Был создан специальный фонд, выделены очень серьезные деньги. Начались масштабные реставрационные работы и только спустя 8 лет, 08.05.2016, Воскресенский собор был освещен уже патриархом Кириллом. Сегодня монастырь - это: Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим, церковь Константина и Елены, платы царевны Татьяны Михайловны, Братские корпуса, настоятельские покои, башни и стены ограды, келейный корпус, Святой источник, скит патриарха Никона, церковь Богоявления Господня. Церковь Рождества Христова - новая церковь и возведена в стиле барокко. Внизу этой церкви расположен храм для богослужений, а вверху - светлое помещение с окнами в 2 яруса.

Справа - стана Храма Рождества Христова
Справа - стана Храма Рождества Христова

Храм Рождества Христова - новый храм. Внутренний интерьер храма необычно светлый (фото интерьера взято из открытого источника).

Вид на главный вход в Воскресенский собор. Интересно, что южные правые (на фото) двери открыты. В Иерусалимском храме обычно правые двери закрыты, открыты левые.

Вид на главный вход в Воскресенский собор
Вид на главный вход в Воскресенский собор

Икона в Воскресенском соборе (напольный киот)

Икона в напольном киоте
Икона в напольном киоте

Изразцовая плитка на колонне напротив иконостаса Голгофского придела.

Изразцовая плитка на колонне
Изразцовая плитка на колонне

Ниже представлено фото прохода к Голгофской церкви. Церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски - Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, - кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).

Проход к Голгофской церкви
Проход к Голгофской церкви

Главный иконостас в Воскресенском соборе конечно современный. Исходный сгорел в 1941 году, после подрыва собора нацистами, уничтожавшего его целенаправленно. Но всё уничтожить им не удалось. Восстановить храм помогли архивы с фотографиями и описания. Вот это тот очередной случай, когда видна работа краеведов и музейных работников, фиксирующих буквально каждую деталь таких памятников истории и духовности, при жизни. Сохранились довольно чёткие фотографии, по которым и удалось воспроизвести иконы в первую очередь местного чина. А мастеровых в России и сегодня не занимать у мира талантами.

Главный иконостас Воскресенского храма.
Главный иконостас Воскресенского храма.
"Люстра" Воскресенского собора
"Люстра" Воскресенского собора

Царская арка входа в зал с кувуклией.

Царская арка входа в зал с кувуклией
Царская арка входа в зал с кувуклией

Вид на ротонду, на третий ярус которой опирается металлический шатер диаметром 28 метров выполненный в 1980-х годах в тех же формах, что утраченный деревянный шатер XVIII века.

Вид на ротонду
Вид на ротонду

Колонны и стены Воскресенского собора.

Колонны и стены собора внутри
Колонны и стены собора внутри

Под главным куполом Воскресенского, напротив Главного иконостаса собора, расположено место Гроба Господня. Над местом этим расположена и сегодня великолепная высокая кувуклия с сенью из нескольких золоченых колонн. В кувуклии находится резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. Кстати, когда фашисты взорвали монастырь, кувуклия уцелела! Символизирует кувуклия ту самую пещеру, в которой находилось три дня тело Христа после распятия.

Кувуклия состоит из двух частей: восточной, где находится Гроб Господень и западной, именуемой приделом Ангела. В западной части лежит камень, который закрывал вход ко Гробу Господню. Ангел отвалил камень тот в ночь перед Воскресением. Первоначально камень полностью закрывал вход в пещеру. Однако на протяжении столетий паломники откалывали от него частицы. В итоге, на поверхности остался небольшой фрагмент около 50 см в диаметре. Такие же размеры у его “священного подобия”, чудом уцелевшего в Новом Иерусалиме. Этот камень виден сквозь дверной проём.

Наверху кувуклии воздвигнут золоченый крест. Выше золоченого креста хорошо видна ротонда Воскресенского собора. Над вторым ярусом ротонды есть фрагмент изразцовой надписи, которая опоясывала сооружение по всей окружности. Текст составлен патриархом Никоном из двух Слов на Пасху святителя Григория Богослова и "Слова огласительного" на Пасху святителя Иоанна Златоуста. Уцелевшее начало надписи имеет духовно-назидательный характер: «Отдадим Образу пообразное, познаим наше достоинство, почтим начало образное, познаем тайны силу и за кого Христос умре».

По толкованию аввы Дорофея это означает, что мы, сотворенные по образу Божию, должны почитать свой Первообраз и не бесчестить Его грехами. Ведь Бог, умилосердившись над Своим созданием и образом, «сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни». Далее надпись становится торжественным Пасхальным гимном:

«Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

Завершается текст исторической «летописью» с уникальной по необычности датировкой. Названо лето от сотворения мира — 7174, и не лето от Рождества Христова, как обычно, а лето от Воскресения Христова — 1632. Прибавив 33 года земной жизни Спасителя, получаем дату создания изразцового пояса: 1665 год.

Надпись в ротонде Гроба Господня является примером творческого использования Патриархом Никоном святоотеческого наследия, когда на основе известных текстов было создано новое Слово на Святую Пасху, прославляющее Воскресение Христово, как главное событие в истории человечества, сопоставимое только с сотворением Вселенной. На фото ниже виден красивейший шатер (ротонда).

Изначальный шатер был на этом же месте, но был построен при патриархе Никоне и рухнул в 1723 году (хорошо, что Никону это увидеть было не суждено). А "новый" шатер, после рухнувшего, возводили уже под руководством Франческо Бартоломео Растрелли в 1753 году и сделан он был из дерева. Вот он то и сгорел при взрыве фашистами в 1941 году.

А в стиле барокко тот шатер, что мы видим сегодня - это третий по счету шатер, который построили уже с большим запасом прочности и по современным технологиям в конце 1970-х - начале 1980-х годов силами треста «Мособлстройреставрация», разработавшего документацию на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов).

Наверху кувуклии воздвигнут золоченый крест. Выше золоченого креста хорошо видна ротонда. Над вторым ярусом ротонды есть фрагмент изразцовой надписи, которая опоясывала сооружение по всей окружности. Текст составлен патриархом Никоном из двух Слов на Пасху святителя Григория Богослова и "Слова огласительного" на Пасху святителя Иоанна Златоуста.
Наверху кувуклии воздвигнут золоченый крест. Выше золоченого креста хорошо видна ротонда. Над вторым ярусом ротонды есть фрагмент изразцовой надписи, которая опоясывала сооружение по всей окружности. Текст составлен патриархом Никоном из двух Слов на Пасху святителя Григория Богослова и "Слова огласительного" на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

У стены кувуклии, на каменной четырехугольной гробнице, находится плащаница, заменяющая гроб, в которую вделана небольшая частица от Гроба Господня. Над плащаницей размещено изображение воскресшего Спасителя с хоругвией в руке - символом победы над смертью. У кувуклии оставлена часть старого настила из булыжника, по которому при жизни ходил своими стопами Никон и царь - Романов Алексей Михайлович.

Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя - как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

Кувуклия. Между колонками находятся стенописи, изображающие Пресвятую Богородицу и апостолов.
Кувуклия. Между колонками находятся стенописи, изображающие Пресвятую Богородицу и апостолов.

Елизаветинская башня является восьмой башней крепостных монастырских стен.

Стены и башни монастыря начали строится одновременно с Надвратной Входоиерусалимской церковью, но закончены были раньше, в 1694 году. Как и в деревянной (первичной крепостной стене монастыря), башен стало восемь, хотя форма периметра монастыря изменилась, приняв вид несимметричного многоугольника. Башни, по аналогии с Иерусалимскими воротами: Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Ефремова и Давидов Дом. Северо-западная угловая башня носит название Иноплеменничей, а башня в северной стене – Варуховой. Восьмая башня - Елизаветинская. Внутреннее пространство башен разделено перекрытиями на два этажа, верхние из которых, с круглыми окнами, использовались как кельи, а нижние – как хозяйственные помещения. При этом в ней есть все необходимые ряды бойниц: подошвенного боя, ружейного боя и машикули. Вдоль стены с внутренней стороны на уровне второго яруса идет галерея, огражденная парапетом. В торжественные дни по ней шел крестный ход. Часть башен – круглые, часть – восьмигранные, часть – с восьмигранным основанием и круглым верхним ярусом. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна – Иноплеменничья – впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок.

Стены и башни также сильно пострадали в 1941 году и были восстановлены в 1960-1970-е гг. по проектам архитекторов А.М. Климанова, Л.К. Россова и Б.Л. Малхасова. Сейчас в башнях располагаются музейные экспозиции, а со стен открывается великолепный вид и на монастырь, и на его окрестности.

Вид на галерею крепостной стены
Вид на галерею крепостной стены

Есть на территории монастыря и свой некрополь. Расположен он рядом с церковью Константина и Елены. В некрополе погребены: прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря: Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.

Стены монастыря возведены по законам крепостного зодчества. В разрыве стен и не только в углах периметра монастыря расположены очень красивые башни: Елизаветинская, Гефсиманская, Дамасская, Сионская, Давидов дом, Входоиерусалимская. Причем в этом монастыре они изначально не несли оборонительной функции и служили просто для красоты восприятия монастырской стены (периметра). Кто внимательно смотрел крыши башен, возможно знает, что у одной из башен крыша сделана из осины. Иуда после своего преступления повесился на осине. Вот, чтоб помнили те, кто предает кого-либо!

Прочная крепостная стена возведенная за 4 года с 1690 по 1694 годы. Высота стен примерно 9 м, толщина - 3 метра, общая протяженность крепостной стены - 920 метров. Результат реализации проекта архитектора Бухвостова
Прочная крепостная стена возведенная за 4 года с 1690 по 1694 годы. Высота стен примерно 9 м, толщина - 3 метра, общая протяженность крепостной стены - 920 метров. Результат реализации проекта архитектора Бухвостова

Где-то здесь, за Елизаветинскими вратами был ранее расположен Гефсиманский сад. Теперь здесь красивый парк. А раньше здесь было очень много проток водных и был здесь даже свой остров, на котором и жил в ските святой Никон во время службы в сооружаемом под его руководством монастыре.

Скит Никона. Фото из открытого источника (спасибо автору https://foma.ru/wp-content/uploads/2021/03/IMG_1140.jpg)
Скит Никона. Фото из открытого источника (спасибо автору https://foma.ru/wp-content/uploads/2021/03/IMG_1140.jpg)

Впрочем, Никон, как человек влюбленный в воскресенские места, любил ходить здесь же на рыбалку. Здесь же в скиту он принимал гостей. Кстати! До середины XIX века скит Никона назывался "отходной пустынью".

Сегодня монастырь здесь это 44 действующих церкви с идущими в них службами, это - воскресная школа для детей и взрослых, это гостиница для паломников, идущих не на земли Палестины, а в Истру, в монастырь, как и мечтал патриарх Никон! Это место духовной силы любого русского гражданина, любящего свою землю просто потому, что он позиционирует себя именно как русского человека, а не как "человека мира", как это стало модным у части наших граждан, особенно у тех, у кого сознание не успевает за теми образами и мыслями, которые они получают из интернета и с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и гаджетов всех мастей, а то и судят о мире, играя до 30 лет в компьютерные игры! Побывав в таких местах, как ...монастырь, сразу можешь дать себе самому ответ, русский ты или ты иной! Так что монастырь четко выполняет и ту задачу, которую ставил перед собой патриарх Никон, поддерживал всей душой патриарх Алексий II, поддерживает сегодня патриарх Кирилл, включая задачу воспитания у молодежи любви к земле русской, знания истории государства Российского, любви к русскому зодчеству, просто любви к тому, что делает нашу повседневную жизнь в России наполненной смыслом и любовью.

А вам удалось уже побывать в Новоиерусалимском Воскресенском мужском монастыре?

Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.