Музыка. Это то, что однажды появляется в жизни каждого . То, что ты всегда готов впустить в свою жизнь.
Любимая мелодия. Песня или музыкальная фраза. Обычно ты помнишь слова, пару строк, припев.
Любимый мотив успокаивает тебя или заставляет сильнее биться сердце. Увлажняет глаза. Зовет в танец. Просит спеть , порой – сыграть.
У нас всех есть мелодия , к которой мы неравнодушны.
Ты музыкант? Тогда ты берешь свой инструмент и играешь. Если не умеешь играть, то поешь. Музыка как вода –она всегда ищет себе дорогу. Если не можешь спеть – ты запомнишь эту музыку. Если не можешь вспомнить – ты узнаёшь ее, услышав.
Ты немного знаешь о музыке , что-то наигрываешь, но ты не профессионал ? Ты схематично сыграешь ее , просвистишь или напоешь.
Порой у тебя ни голоса, ни слуха. Но тебе необходимо исполнить это.
В глубине души ты боишься музыки, для тебя весь мир делится на загадочных и недоступных Музыкантов и Остальных.
Твоё место в зрительном зале. Всегда в зрительном зале. Иногда ты ходишь на концерты. Чаще – слушаешь в наушниках . Ты выбираешь себе кумиров среди гениев. Обсуждаешь их с друзьями и знакомыми. Ты причисляешь себя к клубу чьих- то поклонников.
В детстве или юности ты часто пытаешься научиться играть. Порой ты осваиваешь азы игры на гитаре. И играешь в компаниях. Но, как правило, и этого не происходит.
Позже , повзрослев, ты забываешь о своих попытках.
Ты окончательно уходишь в зрительный зал. Иногда даже становишься заядлым слушателем. Изощренным болельщиком.
Ты отбрасываешь своё эго , влюбляясь в исполнителей. В лучших, из той самой , элитной части человечества. Возносишь их на недосягаемый пьедестал. Взращиваешь в себе чувство внешнего прекрасного , становишься понимающим слушателем, знатоком музыкального мастерства.
Но еще чаще ты перестаешь даже думать о музыке. Она перестает быть частью тебя. Ты забываешь о ней и вспоминаешь только, когда пьян. Или отправляешься в некий клуб с живым звуком, чтобы все-таки что - то прослушать . И где-то на излете усилий, кто знает , «звуки скрипки все живое, спящее в тебе разбудят..»
У тебя рождаются и растут прекрасные дети. Ты любишь и обожаешь их. Ты даешь им все самое нужное , делясь с ним лучшим из того, что знаешь сам. Ты создаешь их хоккеистами, художниками, шахматистами, дипломатами. Но в самую последнюю очередь ты вспоминаешь о музыке. Потому что она не входит в твой круг реальных любимых вещей.
Ты не мечтаешь увидеть их ни в оркестре, ни в зрительном зале, потому что тебе самому уже давно не интересно быть ни там, ни там.
Музыка ушла из твоей жизни.
Маленькие же люди чрезвычайно восприимчивы к пульсу нашего подсознания , музыке. Они как губка впитывают ее. Популярные мотивы приходят к ним ниоткуда и они воспринимают их естественно, так как создала их природа.
Но наступает время , когда и наших детей для начала переводят в зрительный зал, а затем жизнь и вовсе выбрасывает их в мир без чарующих звуков.
В эпохи Возрождения, Ренессанса и прочих высокоразвитых культур был велик процент музицирующих людей. Вокал, сольфеджио, фортепьяно входили в общеобразовательные программы обучения. Музыкальные уроки не были формальными. Через принуждение к усердию детей обучали игре на музыкальных инструментах.
Так создавалось авангардное общество, заложившее основы успеха современной цивилизации.
Прикоснувшись к клавишам , ты причащался к сокровищам мировой культуры.
Преодолев барьер невежества, ты становился частью культурного мира. Уходил в оркестровую часть зала.
Ты летал в прежде закрытых для тебя сферах . Ты возвращался оттуда чуточку своим, становясь еще более искушенным слушателем. Ты с чувством утоленности присаживался у клавесина , иначе внимая мастеру, понимая его душу, наслаждение, страдание и преодоления.
Ты говорил себе : я знаю, какой дорогой он шел, чтобы взлететь. Мы оба понимаем этот процесс , но как далеко прошел он по этому пути!
Чувство прекрасного переполняло тебя , ты рукоплескал и становился счастливее и добрее.
Кто более музыканта способен чутко оценить виртуозные музыкальные пассажи.
Пока звучит музыка в наших душах – прекрасен мир и велика наша цивилизация.
Но все эти достижения доступны тому, кто через внешнее (родительское, школьное, социальное ) убеждение преодолел сложности обучения и хотя бы отчасти стал музыкантом.
Чаще - ты так ничего и не сыграешь. Будучи наследником внутреннего пути своих родителей, не будешь отправлен к инструменту и так и не научишься на нем играть. Первые двадцать лет жизни ты проживешь, постепенно теряя врожденную тягу к музыке. А потом и вовсе забудешь про нее. И вновь, по кругу, ты не передашь музыку твоим детям, ведь тебе нечего передать. И будешь жить , без музыки в твоей душе, и красота продолжит спасать мир без тебя.
Но я не желаю тебе этого. Я желаю тебе побывать по ту сторону зрительного зала. Научиться играть на музыкальном инструменте и прожить жизнь в ритме босанова или пасодобля.
Стать музыкантом и вернуться в зрительный зал истинным ценителем музыки. Прикоснуться руками к дрожащим струнам и извлечь мелодию из неживого металла.
Твоё тело может получить опыт музыкальной гармонии с инструментом . На рефлекторном уровне осознать , что оно может это. Почувствовать , что между той музыкой, что звучит в сознании и твоими руками есть прямая связь.
Помните ли сказку о Незнайке Николая Носова? Ту, в которой малыш пытался всему научиться?
Испытывая сильное желание стать музыкантом, Незнайка обладал энергией и предприимчивостью. Он отправился музыканту Гусле. Просьбой Незнайки не было сыграть ему ему что-нибудь красивое. Нет! Он попросил : научи меня играть.
Музыкант Гусля, зная легкомысленность Незнайки , просто отдаёт ему трубу, сказав: «Играй». Он не пытался уговорить Незнайку учиться, а последний , нормальным для ребёнка образом воспринимая действительность , подхватил: я и так умею.
И ушел, счастливый, как любой ребенок.
Мне жаль Незнайку. Намерения его были чисты. Он хотел играть музыку . Принести радость людям. Получать удовольствие самому.
Мечта Незнайки была выше человеческой традиции. В человеческой традиции иллюстрацией к образу музыканта является пастушок. Музыкант всегда одинок. У одинокого пастушка всегда много времени и природы. Времени достаточно, чтобы научиться игре на свирели и природы , чтобы обеспечить музыканта безмолвными слушателями .
Но Незнайка был не пастушком , а здоровым , энергичным малышом, исполненным безмятежных желаний.
И он отправился с трубой к людям, обреченный на неудачу.
Через час его прогнали друзья и соседи. Через два часа в поле с трубой он понял, что одиночество (в данном случае музыка) – это не его и навсегда забыл о желании стать Музыкантом.
Вот такая история. История , похожая на историю всех детей.
В магазинах множество пластмассовых скрипок , игрушечных барабанов и гавайских гитар. И мы, родители, неизменно экспериментируем , импульсивно покупая это своим детям. Из лучших побуждений. Нас частенько осеняет у прилавка с игрушечной балалайкой:
– Да! Моему ребенку нужна музыка. Она разовьет его, сделает его счастливым. Будет правильно дать ему в детстве почувствовать себя музыкантом. Познакомиться с инструментом , привыкнуть к нему и , кто знает! – научиться играть, став музыкально образованным человеком.
В этот момент мы внутренне улыбаемся.
Но при этом сейчас мы так похожи на Гуслю! Мы обрекаем своего ребенка на роль Незнайки.
Он не научится играть на этом игрушечном инструменте. Он начнет извлекать из него хаотичные звуки и вами же будет изгнан , цинично и хладнокровно.
Вы будете кричать ему : не шуми! Это не музыка! Я устала и хочу спать!
В ближайшей куче хлама на выброс под предлогом «ребенок подрос» в первую очередь окажется та самая балалайка или дырявый барабан. И правильно.
А ваш ребенок будет навсегда будет перемещён в зрительный зал, и то, если повезет. Маловероятно, что он когда – либо подойдет к музыкальному инструменту . Ведь ему давно указали на его место, наглядно объяснили : где он, где музыка.
Максимум дозволенного ему – пошуметь на игрушечном барабане , да и то , не забывая, что баловаться нехорошо.
А ведь он – Незнайка! Ваш маленький , непосредственный, чуднОй малыш. Он желает играть знакомые мелодии. Он желает веселиться и радовать окружающих, создавая свою музыку.
В этот момент он преисполнен энтузиазма и душа его поет. Сейчас я сыграю и сделаю вас счастливыми!
Порой кажется, что Николаю Носову, этому мудрому волшебнику сказочного мира , обожающему своего Незнайку, всегда хотелось, чтобы он взял трубу и извлек из нее волшебную музыку.
Но положение обязывало его свести финал истории к менторской фразе : «Каждому делу учиться надо».
А теперь представьте себе, что все случилось совсем не так.
Все с точностью наоборот.
Незнайка взял трубу и заиграл любимую жителями Цветочного города Огурцовую песню. Малыши высыпали на улицу, стали хвалить и обнимать Незнайку и наперебой кричать : «Незнайка, ты оказывается такой способный, какая хорошая музыка, сыграй нам еще !»
После этого Незнайка увлекся музыкой и выучился новым мелодиям ,играя которые, обзавелся множеством друзей и завоевал любовь всех малышек Цветочного города.
Профессиональным музыкантом он не стал, но музыка навсегда стала его спутником; и всю свою жизнь он мог оказаться как в оркестровой , так и в зрительном зале.
Так же и наши дети. Могут быть изгнаны из музыкального будущего , а могут остаться.
Достаточно просто подвести ребенка к музыкальному инструменту, на котором он сразу же, без подготовки, сыграет любимую мелодию.
Это невозможно! – скажете вы. И, наверное, вы правы.
Ведь весь Ваш опыт подсказывает вам, что путь к освоению игры на любом музыкальном инструменте проложен через изнурительный труд.
А мы утверждаем – нет ! Первое удовольствие от самостоятельной игры ребенок сможет получить сразу.
Это чувство создания музыки станет положительным сигналом для будущего музыканта.
Это – возможно.
Мы создали новые музыкальные инструменты.
Инструменты, на которых сложную музыку без нот и специальной подготовки самостоятельно сыграет любой , маленький ребенок ли он или взрослый.
Это - новая музыкальная эра.
Мы моделируем множество популярных мелодий ..
Мы воплотим ЛЮБУЮ музыку в отдельно взятом инструменте.
Этому не нужно будет учиться.
Любой ребенок сыграет музыку и почувствует себя музыкантом.
Потом он захочет играть еще и еще. Для этого пригодятся наши уличные металлофоны. На которых он сможет двигаться дальше.
Но это будет потом.
Сейчас.
В своем дворе.
Музыкальное произведение без подготовки.
Осталось выбрать, какое.
Во время написания этих строк я летел в самолете Флоренция - Москва . До пандемии) Со мной рядом сидел дирижер. Борода, смокинг, серебряный крест итальянской музыкальной гильдии. Но , странно, я не испытывал к нему ни пиетета, ни настороженного любопытства. Он был мне симпатичен .
Потому-что отныне мы все - по одну сторону зала.
На стороне музыки.
--
leo ru