Рыночная ниша небольших грузопассажирских коммерческих автомобилей, известных как «каблучки», по странному стечению обстоятельств, оказалась на российском рынке свободной. Это произошло по причине достаточно дорогого предложения со стороны ведущих зарубежных автопроизводителей. Теперь ситуацию хотят исправить. Началась реализация ряда проектов, и о них наш материал.
Мало кто обратил внимание на довольно-таки странное событие. Представители крупнейшего российского автопроизводителя АвтоВАЗа объявили о том, что отечественное предприятие не будет разрабатывать и запускать в производство перспективную модель Lada Van. Хотя в специальном инвестиционном контракте, подписанном АвтоВАЗом и Минпромторгом, данная модель записана в числе перспективных автомобилей отечественного автогиганта.
Вдобавок, французский автопроизводитель Renault в середине прошлого года прекратил продажи грузопассажирского автомобиля Renault Dokker, который у нас традиционно называют «каблучком». Напомним, что французский «каблучок» зашел на российский рынок во второй половине 2017 года, в прошлом году французский автопроизводитель сумел реализовать на нашем рынке всего 302 «каблучка». Интересно, что в 2014 году французы планировали начать подготовку производства модели Dokker на московском заводе Renault, но все пришлось отменить из-за падения рубля и снижения спроса на российском рынке. Планировалось, что по цене Dokker должен располагаться между Lada Largus и импортными «каблучками» наподобие моделей Peugeot Partner или Volkswagen Caddy.
Сегодня данный сегмент грузопассажирских автомобилей практически свободен. Здесь присутствует только итальянский FIAT со своей моделью Doblo. Правда, его продажи не дотянули в прошлом году до пятисот единиц, что в принципе достаточно низкий показатель. Если же в целом характеризовать данный сегмент рынка коммерческих автомобилей, то в странах Европы, где развит малый и средний бизнес, такие автомобили очень популярны. Они служат для доставки мелких партий грузов весом от нескольких десятков до нескольких сотен килограммов. Ради такого груза гонять фургон, наподобие Ford Transit, нецелесообразно и неэкономично.
В СССР такие «каблучки» выпускались на Ижевском автозаводе, это была модель Иж-2715, которая эксплуатировалась на городских перевозках. Доставляли на ней, например, продукты в школьные столовые, дошкольные учреждения и т.п. Использовались они и в качестве автолавок. Сегодня подобные перевозки осуществляются на Lada Largus, который в текущем году был обновлен. В прошлом году этих автомобилей в версии Largus VP было продано 37 166 ед., а в версии Largus VU в количестве 11 740 ед. Таким образом, обращая внимание на такие данные, следует сделать вывод о том, что сегмент грузопассажирских автомобилей на российском рынке имеет неплохую емкость для освоения. Но все дело в цене.
Наверняка, этот маркетологический расчет и стал той отправной точкой начала реализации проекта по организации производства «каблучков». На заводе ПСМА в Калуге начат выпуск французских коммерческих моделей Peugeot Partner и Citroen Berlingo. Это известные в Европе и за ее пределами грузопассажирские автомобили.
Примечательно, что совсем недавно, в 2019 году, французский автопроизводитель PSA (сегодня он является частью нового альянса Stellantis) свернул продажи именно данных моделей на российском рынке. Напомним, произошло это в августе 2019 года, то есть, почти два года назад. И вот что интересно: и французский Renault, и другой французский автопроизводитель PSA посчитали данный сегмент российского рынка коммерческих автомобилей неперспективным для своих моделей.
Однако в сентябре прошлого года французский автопроизводитель объявил о том, что на калужском предприятии ПСМА стартует сборка «каблучков» Peugeot Partner. Как и ожидалось, в РФ начали выпускать и продавать не нынешнее поколение французских «каблучков», которые продаются на европейском рынке уже три года, а предыдущее. Это те самые модели, которые ранее были представлены в России, но ушли с нашего рынка.
Другой родственный автомобиль - «каблучок» Citroen Berlingo появился в салонах в феврале текущего года. Отметим, что это одноплатформенные модели, которые мало чем отличаются друг от друга. А в самом начале марта пришла информация и о третьем автомобиле-близнеце. Речь идет об Opel Combo Cargo, производство которого стартовало на заводе ПСМА в Калуге. От пары Partner/Berlingo новый «каблучок» под маркой Opel отличается лишь эмблемами. В оформлении интерьера также нет других отличий, кроме значка на руле.
Peugeot Partner, Citroen Berlingo и Opel Combo производятся в двух версиях — короткой (длина кузова 1,8 м, объем 3,3 м³) и длинной (длина кузова 2,05 м, объем 3,7 м³). Складываемое сиденье пассажира позволит перевозить и длинномеры более трех метров. Грузоподъемность всех версий — 732 кг.
Эти автомобили, как Partner, так и Berlingo и Combo, представлены в России с двумя типами двигателей — бензиновым 1,6-литровым агрегатом мощностью 115 л.с. и 90-сильным турбодизелем такого же объема. Коробка передач — исключительно механическая, пятиступенчатая. На пассажирских версиях этих автомобилей может появиться и автоматическая коробка передач.
Даешь французский дизель, или такого дизеля у нас не было
Без глубокой локализации выставить на эти автомобили конкурентоспособные цены не получится, а значит, автомобили могут «не зайти» на рынок. Вдобавок, подготовка производства в России выходит слишком затратной. Но французский автопроизводитель все же решился на этот шаг.
Следующим этапом производственной программы Peugeot Partner/Citroen Berlingo/Opel Combo стал запуск моторного производства на заводе ПСМА в Калуге. Производство двигателей началось во второй половине мая.
Примечательно, что выпуск дизельных моторов является одним из условий специального инвестиционного соглашения (СПИК), которое было подписано Peugeot и Минпромторгом РФ.
Подготовка к производству дизелей велась с прошлого года, причем под выпуск силовых агрегатов был организован отдельный сборочный цех, поскольку прежде на предприятии моторы не выпускали. Тестовая сборка дизелей началась в феврале, а сейчас в Калуге уже собирают товарные двигатели, которые появятся на серийных машинах.
Российскую прописку получил четырехцилиндровый двигатель 1.6 HDi семейства DV6, который уже давно известен не только по автомобилям французского концерна PSA, но также по моделям Ford, Volvo, Mazda и Mini. Двигатель объемом 1560 куб. см развивает мощность 90 л.с. и 215-230 Нм.
Предполагается, что эти моторы будут устанавливать на все выпускаемые в Калуге модели альянса Stellantis — это седаны Peugeot 408 и Citroen С4, «каблучки» Citroen Berlingo, Peugeot Partner и Opel Combo, а также фургоны и микроавтобусы Citroen Jumpy, Space Tourer, Peugeot Expert/Traveller и Opel Zafira Life/Vivaro. До сих пор такие моторы поставляли на калужский завод из Франции.
Локализованные дизельные моторы соответствуют экологическим стандартам Euro-5 и Euro-6.1. Часть моторов планируется экспортировать за пределы России. Пока не сообщается о производственной мощности линии по сборке моторов.
Может, на этот раз французам в России повезет, и их автомобили не только найдут свою нишу, но станут самыми популярными в ней. Предпосылки для этого заложены.
источник