Подобно тому, как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ.
Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы — это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог — до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.
Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу право сказать: «Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он
совсем не трудился?» Однако, молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее умиление Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.
Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы—это самый лучший адвокат для душ усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада.
И вы после каждой Божественной Литургии освящайте коливо за усопших. В пшенице есть смысл. "Сеется в тлении, восстает в нетлении" (1 Кор.15, 42), — говорит Священное Писание. В миру некоторые люди ленятся сварить немного пшеницы и несут в церковь изюм, печенье, бисквиты там всякие, чтобы священники прочитали над всем этим молитву об упокоении усопших.
А на Святой Горе Афон старенькие монахи за каждой Божественной Литургией освящают коливо и за усопших, и за празднуемого святого, для того чтобы иметь его благословение.