Найти в Дзене
Оля Гурская

Фальшивый металл в голосе. Часть VI. Резонаторы. "Маска".

Легкие дают звуку главным образом силу, гортань заведует преимущественно высотой звука, а резонаторы дают голосу тембр и окраску. Органы, выполняющие функцию резонаторов: a) мелкие полости лицевой части головы, расположенные выше небного свода в лицевой части головы, в области «маски». b) трахея и крупные бронхи. В акустике под резонаторами понимается объем воздуха, заключенный в упругие стенки. Резонаторы в голосовом аппарате – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора. Резонанс возникает при совпадении частоты собственного тона с частотой звука. Резонаторы делятся на головные-только мелкие полости лицевой части головы, расположенные выше небного свода в лицевой части головы, в области «маски», и грудной резонатор, - трахея и крупные бронхи. Резонаторные функции рта и глотки служат лишь для образования формант гласных. Чем меньше размеры резонатора, меньше объ

Легкие дают звуку главным образом силу, гортань заведует преимущественно высотой звука, а резонаторы дают голосу тембр и окраску.

Органы, выполняющие функцию резонаторов:

a) мелкие полости лицевой части головы, расположенные выше небного свода в лицевой части головы, в области «маски».

b) трахея и крупные бронхи.

В акустике под резонаторами понимается объем воздуха, заключенный в упругие стенки. Резонаторы в голосовом аппарате – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора. Резонанс возникает при совпадении частоты собственного тона с частотой звука. Резонаторы делятся на головные-только мелкие полости лицевой части головы, расположенные выше небного свода в лицевой части головы, в области «маски», и грудной резонатор, - трахея и крупные бронхи. Резонаторные функции рта и глотки служат лишь для образования формант гласных. Чем меньше размеры резонатора, меньше объем воздуха, тем выше собственный тон, на который он отзвучивает. При одновременном отзвучивании головного и грудного резонатора голосовые связки совершают колебания по смешанному типу, что позволяет петь весь диапазон ровным звуком. Центральная нервная система организует все функции голосового аппарата в единый, целостный процесс звукообразования, являющийся сложным психофизическим актом.

К резонаторам относятся: полость глотки. полость рта и выше носоглотки, нижняя челюсть, язык, щеки и губы, мягкое небо, полость носоглотки, полость носа с придаточными полостями.

Резонаторы.

Из гортани звук попадает в целый ряд полостей резонаторов, где основной тон или один или многие из обертонов, могут найти себе усиление и оказаться более подчеркнутыми, а другие, наоборот, - затушеваться. Следовательно, звук, проходя через фильтр резонаторов, изменяет свою силу и качество, потому что одни обертоны подчеркиваются, а другие затушевываются. При удачном устройстве резонаторов получается так, что подчеркиваются как раз красивые звуки и затушевываются негармоничные, а при неудачном может случиться наоборот.

Как уже упоминалось, к резонаторам относятся: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка (верхние резонаторы), трахея и бронхи (нижний резонатор), головы, в области «маски», и грудной резонатор, - трахея и крупные бронхи. Резонаторами управляют два закона акустики: закон обертонов и закон резонанса. Резонаторные функции рта и глотки служат лишь для образования формант гласных.

Трахея и крупные бронхи. Резонаторы ниже гортани, - нижние, обнаруживаются по дрожанию при наложении ладони, что является признаком резонанса. Нижние резонаторы, хотя и усиливают звук- не меняют его качества. Однако, по наблюдениям Ф.Ф. Завсегдатаева, нижние резонаторы звучат «резче у худых, слабее у жирных, резче у лиц с длинной грудной клеткой, слабее у женщин и детей», резче обнаруживается на гласных «о», «у», согласных «м», «н», как раз при тех, при которых наблюдается или сужение или закрытие надставной трубки и образуется препятствие к выходу звуковых волн. С повышением тона голоса нижние резонаторы слабеют. Максимально вибрируют на нормальном разговорном тоне голоса. Свою индивидуальную тесситуру можно найти, положив ладони сразу под ключицами, на каком тоне при разговоре возникнет дрожание, - тот тон и представляет собой индивидуальную тесситуру.

Верхние резонаторы, - те, что выше гортани, являются реформаторами звука. К ним относятся:

Полость глотки. Несомненно резонатор, поскольку, чем шире глотка, - тем мощнее звук. Поскольку глотка имеет мягкие и подвижные стенки -на колебание голосовых связок она никакого влияния не оказывает. Глотка влияет на мощность звука, но не меняет его высоты. При низком положении гортани размеры этого резонатора увеличиваются.

Полость рта и выше носоглотки, которые отделены друг от друга небной занавеской или мягким небом. Полость рта – самый важный резонатор, поскольку обладает подвижными стенками и может менять свои размеры в любом направлении. Наиважнейшая функция полости рта - артикуляция. При образовании гласных весь верхний резонатор делится на две, более-менее друг с другом связанные резонаторные полости, что проявляется в образовании двух различных резонансных частот. При формировании «у», «о», «а», граница между этими полостями находится между небной занавеской и корнем языка, при «е», «и» между поднятым языком и твердым небом. Размеры полости могут меняться в связи с движением нижней челюсти. Рекомендуются отдельные комбинации звуков, например, [ae], потому что такое сочетание отучает от носового и горлового произношения и является наилучшей гимнастикой для мягкого неба. Таким образом, полость рта является резонатором, излучателем звука, регулятором его силы, форматором гласных и согласных. Открывание рта повышает звук, прикрывание – понижает.

Нижняя челюсть – единственная подвижная кость черепа. Она меняет свое положение, в зависимости от произносимой гласной или согласной. Может двигаться вперед-назад, вправо-влево и даже наискосок. Дмитриев пишет, что напряженная нижняя челюсть и выдвинутый вперед подбородок препятствуют правильному звуку. От свободы челюсти зависит свобода гортани. Если чрезмерно открывать рот нижняя челюсть давит на гортань и звук получается сдавленным. Если слишком прикрывать звук получается приглушенным. Пение всегда происходит при более открытом, чем при речи, рте. В то время как большинство педагогов фокусируются на вертикальном опускании челюсти, система Йо Естил делает акцент на положении челюсти в горизонтальной позиции, перемещаясь вперед к середине и назад и опускаясь. Любой диалектолог может сказать вам, что положение челюсти играет важную роль в воспроизведении определенных звуков в разных сообществах, например, плотно сжатая челюсть, обычно ассоциирующаяся с “невнятными” звуками носителей языка Аппалачей, является общей чертой этой группы.

Язык, связанный с дном полости рта. Язык, губы, степень открытия рта изменяются при переходе от гласного к гласному. Никакого специального «приведения всех гласных к переднему укладу» у мастеров вокала не наблюдается. Качество «близости» певческого звука на всех гласных связано с верной единообразной работой гортани. Язык меняет уклад в зависимости от произносимого гласного. Следовательно, не следует пытаться петь все гласные на одном переднем укладе языка с целью «приблизить» звук - это может привести лишь к искажению гласных. Несмотря на популярность звука [и] для обеспечения «близости» звука, наиболее правильным будет ориентирование на [а]. Прием с уложенным языком – прием не нужный, т. к. при пении нижняя челюсть находится в расслабленном состоянии и певец ее не ощущает. Однако, как пишет Ф.Ф. Завсегдатаев, если надавить пальцем на дно полости рта кверху и кзади во время произнесения при тонировании «а», «о», можно услышать уже не чистый тон, а резко горловой. Следовательно, горловой тон иногда происходит от неправильного положения языка, а именно, - поднятия его кверху и кзади, отчего теряет свою правильную форму резонатор. Гарсия: «Язык, которого главная роль заключается в том, что он из тона вырабатывает гласные звуки, должен двигаться своими краями гораздо больше, чем серединой, а корень его должен быть плоским, даже углубленным и неподвижным». О том же говорит и Левидов, чтобы звук встречал как можно меньше сопротивления, выходя из надставной трубы, корень языка необходимо сокращать и опускать книзу, при этом остальные мышцы находятся в относительном покое.

Щеки и губы – боковые стенки резонатора. Щекотание губ, когда тянем букву «м» -показатель правильного положения языка. Мягкое небо полностью перекрывает вход в носоглотку во время произношения гласных в пении, а в положении губ наблюдается значительная стандартизация их уклада. Сопрано и теноры поют с малым участием губ. Ученика не надо переучивать под стандарт, если он поёт гласные чисто и свободно. У мастеров вокала не перестраивается только гортань. Согласно Йо Естил, губы можно вытягивать или расширять, меняя звук.

а) «Маска». Понятие «направить воздух в маску» - а именно, в то место твердого неба, которое граничит с корнями верхних передних зубов, нельзя трактовать упрощенно. Скорее всего, подразумевается, что, звук в надставной трубе должен встречать как можно меньше сопротивления и тогда действительно создается ощущение, что звуковая волна как бы действительно ударяет в переднюю часть полости рта. По мнению Левидова, это достигается за счет сокращения и опускания книзу корня языка, при этом остальные мышцы находятся в относительном покое. Если мы чрезмерно раскрываем рот, - нижняя челюсть давит на гортань и звук получается сдавленным. Если слишком прикрывать его- звук получается приглушенным. При открытии рта овалом тон является глухим и голос не несется. В ширину звук получается белым. Самое правильное положение классическая непринужденная улыбка. Если переоценивать значение "маски" - теряется сила голоса. Недооценивать – начинается форсирование звука. Таким образом, маска для наших исследований имеет существенное значение.

Мягкое небо. Оптимальным положением мягкого неба является положение, при котором небная занавеска незначительно отстоит от задней стенки глотки. Йо Эстил определяет как мягкое небо (велюм), как мышечный лоскут, который тонеллирует воздух через носовую или ротовую полости. Его положение может быть высоким, средним или низким. Велюм в низком положении производит полностью носовой звук, похожий на как билабиальный носовой сонант [м] или велярный носовой сонант [ŋ], в то время как средняя позиция создает назализованный французский гласный. Большинство ораторов, которые не имеют “носового” призвука, говорят с мягким небом в высоком положении, полностью перекрывая приток воздуха к носу.

Полость носоглотки – при опущенном мягком небе свободно сообщается с глоткой. При поднятом, - замыкается к задней стенке глотки. Верхнюю ее стенку образует основная кость, а боковые стенки, также как и задние, образованы мускульным концом глотки. На передней стенке находятся задние отверстия носовых полостей, - хоаны. Средний размер носоглотки - 3, 5 см., в глубину 2 см.. в высоту – 1.8 см. Носоглотка представляет собой полость, один конец которой может расширяться и суживаться небной занавеской, а два других образуются хоанами, несколько суженными надвигающимися на них из полости носа задними концами нижних носовых раковин. Носоглотка – несомненно резонатор с мягкими стенками. При болезнях носоглотки тон голоса понижается на половину. Однако, для наших исследований, носоглотка особой роли не играет.

Полость носа с придаточными полостями – гайморова полость, лобные пазухи – основная и решетчатая. Гайморова полость заложена в верхнечелюстной кости. Лобная – в лобной кости. Основная и решетчатая – в соответствующих костях. Все эти полости открываются выводными отверстиями в полость носа. Лобная и передняя клетки решетчатого лабиринта открываются под средней носовой раковиной, а задние клетки решетчатой и основная пазуха – под верхней. Отверстия очень узкие, едва пропускают дамскую шпильку и прикрыты надвигающимися на них носовыми раковинами. Эти полости могут усиливать резонанс. Однако, по мнению Ф.Ф. Заседателева, будучи твердостенными и очень труднопроходимыми, они не могут особо влиять на голос. При болезнях этих областей голос совершенно не меняется.

https://zen.me/N022axx5 Фальшивый металл в голосе. Часть I. Определение проблемы.

https://zen.me/1H8aszx5 Фальшивый металл в голосе. Часть II. История вопроса.

https://zen.me/KTKA4xx5 Фальшивый металл в голосе. Часть III. Дыхание.

https://zen.me/G77BOxx4 Фальшивый металл в голосе. Часть IV. "Опора" звука.

https://zen.me/V36Yc Фальшивый металл в голосе. Часть V. Функции гортани и голосовых складок. "Атака" звука.