Послушайте, мне вчера короткое видео "Евгения Онегина" в Большом подогнали - это грандиозно! Телеканалы в своё время дали несколько крупных планов - по ним эта постановка 2019 года вызывала недоумение. Вчера мне показали видео, снятое примерно из ложи бельэтажа, и стало ясно, что это - постмодернизм, о котором мы давно собираемся поговорить на вебинаре.
НЕМНОГО ИСТОРИИ. ОПЕРА КАК ОНА ЕСТЬ
Смотрите. Опера возникает в XVII веке как весьма условное искусство. Вообще-то они хотели возродить греческую трагедию (где был "хор", но он не пел, а произносил речитативы), но получилось немного не то.
Первоначально в опере была смесь речитативов и пения (как в современной оперетте), потом певцы взбунтовались (я условно), потому что говорить и петь бельканто одновременно неудобно - там разные позиции в горле. В общем, осталось пение с музыкой, и вопрос "возьмёт ли она фа третьей октавы" стал ключевым.
Для оперы писались либретто (сюжеты), но были они только предлогом для пения. В итоге оперные сюжеты однотипны примерно, как в сериалах. Например, опера Верди "Аида", поставленная в честь открытия Суэцкого канала, к древнему Египту относится, примерно как я к балету. Он - храбрый воин, его любит жрица, а он полюбил рабыню - ох!
ПУШКИН VS ЧАЙКОВСКИЙ
Писать оперу на сюжет общеизвестного произведения было ещё сложнее. Во-первых, Пушкин не укладывался в ходы обычного либретто (в опере обязательно должна быть массовая сцена с музыкальным апофеозом в конце, а у Пушкина в конце - довольно интимное объяснение Татьяны и Евгения, а Ленский вообще гибнет в середине (и уезжает на банкет)).
При этом сюжет надо было сохранить - его все знали. Чайковский, в общем, обошёлся малой кровью, несколько расширив Гремина, но сюжет сохранил.
ПРОШЛО ЕЩЁ 140 ЛЕТ
Вот зачем сейчас нормальный зритель пойдёт на "Онегина"? Сюжет он знает с детства, музыку - с юности. Ходы провинциального репертуарного театра, когда для поддержания любопытства публики за сезон раз десять ставят что-нибудь новенькое, к современной опере применить трудно - оперные партии долго учат и "впевают".
И вот вопрос - "как сделать из старого, давно известного вдоль и поперёк "Онегина" что-то новое? Правильно, сделать новую современную сценографию. И тут в дело идёт постмодернизм.
МИР КАК ТЕКСТ
Один из любимых постулатов постмодернизма, к "Онегину" подходит идеально, потому что сюжет и даже музыку, как мы говорили, все знают железобетонно. Значит, в сценографии можно немножко пошалить.
Что делает с известным сюжетом режиссёр-постановщик (кстати, Евгений Арье)? Правильно, убирает реализм в декорациях и переносит нас в условный мир то ли супрематизма, то ли компьютерной игры. Время исчезло - сюжет остался.
Деревня? - ОК, выставим кровать Татьяны прямо в поле с одуванчиками. Крестьяне? - ОК, нарисуем их красненьким, все равно они - безликая массовка, ни в программках, ни в сюжете по именам не различаемая. Бал в финале привратим вообще то ли в стрелялку, то ли в шахматную партию на экране компьютера, всё равно нам в сцене бала важны и нужны трое.
И, знаете, в итоге, если смотреть общим планом, получилось, во-первых, красиво. Во-вторых, сразу исчезли все вопросы исторических соответствий типа "как был скроен кринолин, и почему Татьяна на балу без перчаток", которыми современные постановки грешат сплошь и рядом. Впрочем, по сравнению с основным вопросом оперы: "Почему у вас 16 -летнюю девочку поёт 50 -летняя толстая тётка", - эти вопросы всегда второстепенны.
P.S. Вебинар по посмодернизму проведём ориентировочно в следующий четверг, 17 июня.
Постмодернизм на примере "Евгения Онегина"
10 июня 202110 июн 2021
14
2 мин