Все в нашей жизни происходит в пространстве и времени. Время абстрактно для ребенка. Его нельзя взять в руки, потрогать, увидеть. И поэтому объяснить время ребенку и как им пользоваться трудно: это трудно и для нас взрослых, а тем более для ребенка. Лена просидела долго над одной задачей и все остальные уроки остались не сделаны. Лена расстроилась, слезы. Максим заигрался и обо всем забыл, перед сном вспомнил про домашнее задание, которое он не сделал: утром пойдет в школу неподготовленным. Это сплошь и рядом происходит с нашими детьми.
Чувство времени и умение ориентироваться во времени даже не всем взрослым доступно. Что говорить о детях.
Мама вытерла Ленины слезы, посадила рядом и помогла ей составить список дел на завтра, а потом попросила Лену составить такой же список дел на выходной уже самостоятельно, немного подкорректировала. После выходных они обсудили, все ли получилось?
Раньше, в советское время это называлось режимом дня и висело над рабочим столом ребенка или под стеклом на столе.
Все сразу или по порядку? Все знают детей-торопыжек и наоборот, детей-тихоней. И ведь нет однозначного ответа, кто лучше? И надо ли ребенка учить организовывать свое время, планировать свой день, расставлять свои маленькие дела по порядку?
Научить ребенка с вечера собирать портфель, тогда он ничего не забудет в спешке утром. Подсказать, как записать дела по протяженности времени, пусть вначале это будет очень примерно. Но постепенно он поймет на какое дело нужно 2 часа, а на какое всего 20 минут. После обсуждения того, как прошел день, пусть малыш сам расскажет, все ли получилось и проанализирует, почему где-то времени не хватило.
Еще малыш уже должен понимать и отличать дела более важные от менее важных. Что-то срочное или ежедневное делать раньше, затем то, что может подождать. Если мы, родители четко все планируем и ребенок видит, как все своевременно происходит, ему это очень поможет. Что может быть убедительней маминого и папиного примеров для него? Малыш скопирует ваш опыт легко. И он не будет тратить время зря, а только с пользой.
Для ребенка непонятно большое дело, он теряется, не понимает с чего начать. Надо помочь и разбить его на много маленьких. Навести порядок в своей комнате - задача непосильная. А если: полей цветы, книжки поставь на полку, подмети ковер, собери кубики в коробку, насыпь корм хомячку. Это уже понятно и по силам!
Лучше сразу объяснить, что нелюбимые и нудные дела лучше делать в первую очередь. Быстрее сделал скучные дела и быстрей перешел к любимым. Только по времени вторые не должны превышать первые. Ведь отдых не должен длится дольше работы. Ребенок постепенно научится соизмерять время.
В начале пути времени все равно может не хватать, Почему? Куда уходит время? Надо разбираться. Если сразу отдельные моменты и мелочи могут быть не видимы - их можно записать. В конце дня сесть и посчитать. На домашнее задание ушло бы не 3 часа, а 1час 40 минут, если бы не телефон, перекус, комикс под рукой, планшет, игра с котенком. Вот и понятно, почему так устал от домашнего задания и совсем пропал вечер.
С каждым годом объем учебного материала и домашней работы будет только расти, а времени не хватать. Значит важно составлять и соблюдать планы и расписание, анализировать затраченное время, искать и делать работу над ошибками. Во многом успех в рациональном использовании времени зависит от примера родителей, их оперативности, пунктуальности, успешности. Дети во многом повторяют нас взрослых, но в самой лучшей из сторон. Надо стараться быть им достойным примером. А у вас всегда и на все хватает времени? Может поделитесь своими секретами?