Лидия Русланова была знаменитой на весь Советский Союз певицей, получившей звание Заслуженной артистки РСФСР в 1942 году. Она обладала уникальными вокальными данными и пела в основном русские народные песни. Ее знаменитую песню «Валенки, не подшиты стареньки» знал весь Союз. Надежда Бабкина считает ее своим учителем, своим кумиром.
Путь «наверх» был трудным. Родилась в 1900 году, рано осталась без родителей. Со слепой бабушкой собирали милостину на пропитание распевая при этом божественные псалмы. Попала в сиротский приют, за уникальные вокальные данные взяли в церковный хор, регент поставил ей голос.
Два года проучилась в Саратовской консерватории, где ей прочили карьеру оперной певицы, но она осталась верна только русской народной песне.
В 1921 году переехала в Москву. В 30-е годы с гастролями объехала весь Советский Союз. Грампластинки с ее песнями выходили огромными тиражами.
Она была самой высокооплачиваемой артисткой Советского Союза.
Выступала с концертами перед солдатами на финской войне, с начала Великой Отечественной войны ездила по фронтам - давала концерты.
В мае 1945 года выступила перед советскими воинами возле поверженного рейхстага. Неоднократно солдаты вызывали певицу на бис с ее коронной песней «Валенки»!
В 1948 году Лидия Русланова была арестована вместе со своим четвертым мужем, генералом Владимиром Крюковым, с которым она познакомилась на фронте в 1942 году.
Супружескую пару обвинили в антисоветской пропаганде, а также в мародерстве. При обыске у них было обнаружено огромное количество материальных ценностей, которые согласно версии следствия были похищены в немецких домах на территории, контролируемой войсками СССР.
По мнению многих историков, причиной ареста Руслановой с мужем могла быть дружба с маршалом Георгием Жуковым. В 1948 году Жукова и других высокопоставленных военных заподозрили в заговоре. В результате были арестованы генералы, составляющие его ближайшее окружение.
Одним из таких генералов был муж Лидии Руслановой Владимир Крюков. На допросах он "признался", что посещал притон «Веселая канарейка», и то, что при своем госпитале содержал самый настоящий бордель, а девушек награждал боевыми наградами, и то, что превратился в мародера и грабителя — в дом тащил все, от мехов, тканей и ковров до зубных щеток, унитазов и водопроводных кранов.
Ордена, в том числе и Золотую звезду Героя, получил по личному указанию Жукова.
По указу маршала Победы получила свой орден Отечественной войны I степени. в августе 1945 года и Лидия Русланова. Однако в 1947 по решению правительства этот орден, как незаконно выданный, у нее отобрали. (Кроме нее боевые награды были изъяты у 27 артистов).
С арестом мужа, как было принято в те времена, была арестована и Лидия Андреевна. Во время многочисленных допросов певицу многократно расспрашивали о взаимоотношениях с Жуковым. Следователи пытались добиться от нее сведений, которые смогли бы послужить в качестве компромата на высокопоставленного военного. Но Лидия не «сдала» Георгия Жукова. Возможно, именно поэтому его так и не удалось арестовать.
Во время обысков у Лидии и ее мужа были обнаружено огромное количество материальных ценностей: две дачи, три квартиры, четыре автомобиля, антикварная мебель, многие километры тканей, сотни шкурок каракуля и соболя, рояли, аккордеоны, радиоприемники, редчайшие сервизы и 132 картины знаменитых русских художников, Русланова на следствии заявляла, что коллекция картин была собрана еще в предвоенные годы.
Кроме того, были конфискованы старинные немецкие книги и элитные машины из Германии (два Mercedes-Benz, Audi, Horch), 107 килограммов изделий из серебра, 35 старинных ковров, старинные гобелены, много антикварных сервизов, меха, скульптуры из бронзы и мрамора, декоративные вазы, 312 пар модельной обуви, 87 костюмов, штабеля шелкового нательного и постельного белья... Все перечисленные ценности были вывезены из Германии в качестве «трофеев».
После вступления Советских войск на территорию Германии, генералитет Советской Армии допускал вывоз в Союз различных трофеев, в том числе и крупно габаритных: автомобили и мотоциклы, мебель и антиквариат, дорогую посуду и картины и т.п. Этим воспользовался генералитет, трофеи вывозили вагонами и эшелонами.
Рядовым фронтовикам была установлена норма, в зависимости от звания, кто и сколько мог выслать посылок на Родину.
Мой отец, прошедший всю войну с июня 1941 года по май 1945 года, привез велосипед, которые выдавались бесплатно из имущества вермахта, фотоаппарат (объектив выдвигался гармошкой), компас и опасную бритву SOLINGEN. Я как-то подточил ей карандаши, как она хорошо резала! Долго у меня задница болела от ремня, на котором папка бритву правил!
Отдельного внимания заслуживала выдающаяся коллекция бриллиантов и драгоценностей, принадлежащих Лидии Руслановой.
Следствие знало, что Лидия обладала уникальной коллекцией драгоценностей, но во время обысков ее так и не удалось найти.
5 февраля 1948 года следователь МГБ СССР майор госбезопасности Гришаев во время очередного допроса сообщил: «Дополнительным обыском в специальном тайнике на кухне под плитой в квартире Вашей бывшей няни Егоровой, проживающей на Петровке 26, были изъяты принадлежащие Вам 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия.»
Общий вес драгоценностей составлял около 16 килограмм
На вопрос, «Где Вы брали деньги на покупку драгоценностей?» ответила: «Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен. Особенно во время войны, когда «левых» концертов стало намного больше. А скупкой бриллиантов и других ценностей я стала заниматься с 1930».
По оценке самой Руслановой драгоценностей было на два миллиона рублей. Для сравнения – зарплата рабочего на заводе в среднем была 500 рублей.
8 октября 1949 года Лидия Русланова была приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества.
Она, как и ее муж, отбывали наказание до 1953 года
5 апреля 1953 года, после смерти Сталина, Владимир Крюков написал в ЦК КПСС обстоятельное заявление с просьбой «назначить комиссию по пересмотру как моего дела, так и дела моей жены Руслановой», в котором, в частности, писал: «В Германии мы после войны покупали целый ряд вещей. На каждую вещь имелись счета (в деле их не оказалось). Три машины, обнаруженные у меня, тоже значатся как присвоенные, а на самом деле одна была подарена Верховным Главнокомандующим, на что имелись соответствующие документы; вторая куплена с разрешения Главнокомандующего оккупационными войсками. В акте значится как присвоенная даже служебный «Бьюик» выпуска 37 года. На все машины имелись документы. В акт внесена как присвоенная мной даже вся казённая мебель в моей служебной квартире в городе Черняховске. Виновен ли я в присвоении трофейного имущества? Да, виновен, но не такого количества, как фигурирует в деле. И уж ни в какой степени не виновна моя жена, которая никакого отношения к этому не имела.
В 1953 году Русланова – Крюкова Лидия Александровна и ее муж, бывший генерал-лейтенант и Герой Советского Союза Крюков Владимир Викторович были, освобождены.
Вернулись они в голые стены – все их огромное богатство было конфисковано.
С сентября 1953 года Русланова с «Валенками» колесит по России и вскоре приобрела для мужа роскошный автомобиль – ЗИМ.
Русланову везде принимали с восторгом, всегда полный аншлаг! Деньги полились рекой, дом полная чаша, квартира превратилась в своего рода светский салон, где принимали, в основном, людей искусства.
В 1959 году муж, Владимир Викторович, скончался. Русланова целый год была в трауре, не выступала. А потом поняла: только искусство держит ее в этом мире и продолжила выходить на сцену. Испытания голос у нее не отняли.
Лидия Андреевна умерла в 1973 году и похоронена на Новодевичьем кладбище.