Вторая половина восьмидесятых. Дефицит продуктов питания докатился и до Подмосковья, в котором я жил. Даже в Москве уже стал ощущаться. За всем стояли очереди. А что-то особенное без блата уже не достать. Но были и места, где было все, но не для всех.
В одном из таких продовольственных магазинов Москвы зам. директора работал мой друг. Магазин снабжал дефицитными пайками целый московский район.
Однажды перед Новым годом друг предложил мне приехать к нему на работу и немного отовариться. Конечно, я поехал, надеясь прикупить немного мясца, колбаски, а может и еще чего-нибудь, к праздничному столу. Это была моя первая поездка к другу. Тогда я еще не знал, что у них есть в магазине. Поэтому взял с собой всего одну сумку.
С виду обычный продовольственный небольшой магазин. Вошли через зал. В зале небольшая очередь за вареной колбасой и приличная очередь за мясом. Практически весь небольшой зал заполнен людьми.
Но друг повел меня в подвал. Там было множество кладовок, холодильников. Мне разрешили набирать все, что захочу. А было там то, что давно в простых магазинах отсутствовало. Вот у меня глазенки и разбежались. Я начал брать все: и тушенку импортную, и икру, и крабов в баночках, и хорошую рыбку, и конфеты в коробках, и еще чего-то дефицитного набрал. Сумка была полная. Напоследок взял пару каталок финского сервелата. А так как они уже не умещались в сумку, засунул их в боковой карман пальто. Каталки торчали у меня вместо галстука.
Расплатившись, стал уходить, как и зашел, через зал. Когда протискивался через очередь за мясом, меня и мой товар заметили люди. Вначале задавали вопросы, мол, откуда все это. Потом толпа начала кричать и всех проклинать. Меня пытались даже остановить. Я думал, что побьют и все отнимут. И тогда рванулся и побежал прочь из магазина. Забежал в подъезд соседнего дома, где все тщательно уложил и поехал домой.
Летом мы с семьей собирались дикарями ехать в отпуск на море. И я сам напросился приехать к другу, чтобы сделать покупки. В этот раз я приехал уже не с одной сумкой, а на машине. Конечно, наглеть я не собирался. Но помимо приличного количества наидефицитнейшего товара и деликатесов, прихватил пару ящиков тушенки.
Потом я был в этом магазине еще 2 или 3 раза, пока друг там работал. Но ему по какой-то причине пришлось оттуда уйти. Чаще ездить я сам не стремился. Не хотел наглеть. Кроме того деликатесы стоили не дешево, а приезжая в этот магазин и имея возможность купить, трудно было удержаться от соблазна. А набирать, пользуясь дружбой, и перепродавать у себя в Подмосковье – этого я не собирался делать, да и друг вряд ли это одобрил.
Так вот не для всех все было дефицитом. А у кого была возможность все достать, делали на этом очень большие деньги. Я не буду сейчас писать об этом, хотя друг много рассказывал. Все и так понимают.
Сейчас нет дефицита с любыми продуктами питания. Простые продавцы не могут нажиться на перепродаже. Но огромные деньги, которые во времена СССР не снились прежним работникам торговли, получают теперь хозяева магазинов и посредники. А простой народ, что тогда не мог многое себе позволить, что сейчас не может. Но уже по другим причинам.
Если нравится, о чем я пишу – ставьте лайки. Если хотите, можете подписаться на канал. Обещаю еще много интересных историй и рассуждений.