Полковник Кижеватов Анатолий Алексеевич
В Камбоджу я был командирован дважды. В конце первой командировки (март 1993 года) мне была поставлена задача доставить на площадку груз. Обычная задача для Камбоджи. Я находился там уже четвертый месяц и должен был в конце марта – начале апреля замениться. Полетели, нашли площадку, подобрали место, сели, выгружаемся. Только площадка какая-то странная, как будто после пожара – торчат голые стволы деревьев, без веток, без листьев.
Выгрузка спланирована без выключения, поэтому я остался в пилотской кабине, а правый летчик со штурманом вышли.
Вдруг с левой стороны подходит штурман Валера Долгих и жестами приглашает меня выйти из вертолета. Правый летчик сел на свое место, а я вышел из вертолета и пошел вслед за Долгих. Он подвел меня к хвостовому винту, вращающаяся плоскость которого находится в 20-30 см слева (по полету) от торчащего сухого дерева, диаметром сантиметров 15.
Произведи я посадку чуть правее, или если бы недостаточно дал правой ноги, эта посадка могла закончиться весьма печально. И никто из членов экипажа это препятствие не видел. Очевидно, изза крутой глиссады при заходе на посадку, палка без листьев сверху проецировалась, как точка, и не была похожа на препятствие.
Видно кто-то (что-то) нас оберегает, в этот день дважды: когда садились рядом с деревом, и второй раз, когда штурман вышел из вертолета и, увидев дерево, подошел к рулевому винту. Раньше он таких процедур не производил.
Выгрузились, взлетели. Я при отрыве чуть довернул вправо – от греха подальше. После взлета Валера молча кивнул мне головой, мол, как ты? Я коротко сказал: «Пора домой». Он понял, о чем я. При такой интенсивности полетов (более 100 часов в месяц) наступает пресыщение от полетов, экипажи теряют бдительность и профессиональную настороженность, и в простых условиях опытнейшие летчики грубо нарушают безопасность полетов.
Теперь о полковнике Долгих Валерии Николаевиче.
До Камбоджи мне с ним летать не приходилось, а сейчас могу твердо сказать, что это профессионал высшего уровня. Летать с ним – одно удовольствие. Только хочешь запросить какую-то информацию, а он ее уже представляет. Я вообще-то с недоверием отношусь к штурманской компании, может быть потому, что много прошло через мои руки летчиков-штурманов, которых закрепляли за мной, как испытуемых, и за промашки которых приходилось краснеть. Долгих В.Н. – другой расклад, другая категория. Я отлетал с ним в Камбодже около 3-х месяцев и за этот период у меня не было к нему ни одного замечания. Работает спокойно, уверенно, уравновешенно, со знанием дела. Благотворно влияет на атмосферу в экипаже. В общем, настоящий Флагман!
Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 1. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова . Рисунки Владимира Романова.