Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

К разговору двух «глухих»

Оглавление

Полковник Кижеватов Анатолий Алексеевич

В 1993 году при выполнении задачи по обеспечению миссии ООН в Камбодже участвовала Российская группировка в составе вертолётов Ми-26 и Ми-8.

По окончании миссии вертолеты Ми-8 были доставлены к местам предназначения морским путем, а два российских экипажа на вертолетах Ми-26 последними покидали Камбоджу по воздуху.

Маршрут перелета: Пном Пень – Торжок. Командиры экипажей: Кижеватов А.А. (старший группы) и Четверик А.Н. Миссия ООН была завершена и почти все ее участники покинули этот регион, поэтому проблемы и неурядицы, накопившиеся за этот период, отражались на подготовке группы к перелету. Группа состояла из 15-ти человек. Надо отметить, что все оказавшиеся в моем распоряжении специалисты оказались опытными и грамотными знатоками своего дела, что очень пригодилось при подготовке и выполнении перелета.

Оба вертолета были перегружены, так как все экипажи, работавшие в Камбодже, убыли гражданскими рейсами, а все свои вещи погрузили на наши борты. Можете себе представить: два наши Ми-26, забитые до отказа, по обводам контуров грузовой кабины. Чего там только не было! Умудрились даже доски из красного дерева погрузить. Накануне вылета, на контрольном висении, оба вертолета не смогли даже колеса оторвать от полосы, только стойки шасси вышли. Это уже что-то. Экипажи ведь тоже не случайные люди на борту.

Самый маленький этап перелета был 5 часов продолжительностью, самый большой – 8 часов. Штатного варианта запаса топлива на 8-ми часовой этап не хватало, пришлось дополнительно устанавливать на каждый вертолет по четыре топливных бака от вертолета Ми-8. Техсостав проявил чудеса изобретательности при подготовке к этому перелету. Если хотя бы одна искорка…

Итак, взлетели 19 декабря 1993 года в 5 часов по местному времени. Взлетали по-самолетному, тяжело. Но Ми-26 – это же сказка, а не вертолет! Потихоньку набрали заданный эшелон, установили скорость, пересекли границу с Таиландом.

Камбоджа отсалютовали нам зенитным огнем, но мы были выше…

Яркое солнце, безоблачное сине-голубое небо, серебристые лайнеры, плывущие вдали. Все это я вижу, потому что я – летчик! В душе все ликует и поёт! Домой! Но вот помаленьку эта идиллия начинает разрушаться, я пока не могу понять в чем дело, но ощущаю какое-то напряжение.

Усилием воли выхожу из сказки и попадаю в реальный мир – огромный, взаимосвязанный. В этом мире я нахожу источник напряжения – это радиообмен между нашим штурманом и руководителем полетов (через переводчика) на аэродроме посадки. Я не полиглот, но элементарный радиообмен на английском осилю. Итак, штурман докладывает: «Я, вертолет Ми-26, прохожу контрольный ориентир, вашу точку рассчитываю в (и здесь штурман допускает ошибку – вместо времени прибытия в 11.00 докладывает прибытие в 23.00)».

Руководитель полетов (РП) делает паузу, пытаясь разобраться, на чем и куда летит данный флагман, если расстояние 500 километров он преодолеет только за 14 часов. Затем опять повторно следуют вопросы:
– На чем вы летите? – На Ми-26. – Какая путевая скорость? – 250 км/час.
– Во сколько вы рассчитываете мою точку?
– В 23.00.

Пауза на 2-3 минуты. Затем опять следуют вопросы.

РП никак не поймет, как это расстояние в 500 км при путевой скорости 250 км/час можно пролететь за 14 часов. Я подсказал штурману, что он неправильно называет время прибытия: не 23.00, а 11.00. После внесенной коррективы РП успокоился. Далее полет проходил нормально. Это было единственное замечание в адрес старшего штурмана группы.

-2

Мы произвели посадку в Торжке 20 января 1994 года. Этот перелет заслуживает гораздо большего внимания, чем «разговор «двух глухих», но это – отдельный «разговор».

Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 1. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова . Рисунки Владимира Романова.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Анатолий Кижеватов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен