Найти тему
Daily Top

Чем для Юрия Айзеншписа отличались Цой и Дима Билан

Известный продюсер Юрий Айзеншпис в советское время был скромным сотрудником ЦСУ (центральное статистическое управление). В 1970 году он был осужден по двум статьям: 88 статье (Нарушение правил о валютных операциях) и 78 (Контрабанда). Прокурор на суде требовал пятнадцать лет, но дали десять.

Юрий Айзеншпис
Юрий Айзеншпис

Позднее писали, что при аресте у него было изъято сто тысяч долларов. Однако, в своем последнем интервью он признался, что у него было в наличии всего 17865 долларов и десять тысяч рублей. По тем временам - сумасшедшая сумма, средняя зарплата в те годы составляла сто-сто десять рублей. Правда, откуда у него появились эти деньги, он не объяснил, ответив уклончиво, что занимался бизнесом.

Освободившись в семьдесят седьмом году по УДО, взялся за старое – стал проворачивать валютные махинации, и снова попался – на этот раз, получив десять лет, отсидел полностью.

Юрий Айзеншпис и певец Никита
Юрий Айзеншпис и певец Никита

«Раньше на всё была монополия государства, даже на идеологию, - говорил он в интервью. - Человек был обязан мыслить по-ленински, инакомыслие преследовалось. Коммерческая сделка тоже была монополией государства, и слова «бизнес» не существовало. Только государство имело право торговать, получать прибыль и присваивать её. Сейчас считается нормой то, что человек занимается бизнесом, а тогда были вот такие мракобесовские законы».

При этом он был меломаном, у него была самая большая в Москве коллекция виниловых пластинок – семь тысяч. До работы в ЦСУ он успел поработать администратором популярной группы «Сокол», которая распалась после его ареста. Вероятно, на это повлияло то, что она осталась без опытного управленца.

Юрий Айзеншпис и Виктор Цой
Юрий Айзеншпис и Виктор Цой

В конце восьмидесятых, после освобождения, Айзеншпис стал сотрудничать с группой «Кино». «Впервые я назвал себя продюсером, когда стал работать с Цоем», - признался в интервью Айзеншпис. - Когда он погиб, мне надо было чем-то заняться, и я решил сделать такой проект: найти человека, который бы абсолютно даже не мечтал о карьере артиста, и сделать из него артиста».

Хотя заявление о продюсерстве в истории с Цоем кажется странным – его знала вся страна и без Айзеншписа, а его сотрудничество большей частью состояла в организации концертов группы. Одной из удач был грандиозный концерт в московских Лужниках. Так что речь скорей о том, что с его подачи в нашей стране стали называть продюсерами тех, кто находил деньги и вкладывал их в артиста.

-4

Впоследствии он работал, скажем, с такими группой «Технология» - но они вполне самостоятельные творческие единицы и уже были известны. Их взлёту, без сомнения, способствовало то, что Айзеншпис получил известность как продюсер после работы с Цоем, а также вкладывал деньги в эфиры, организацию концертов и покупку оборудования.

Говорят, что для "Технологии" Айзеншпис придумал идею "косить" в одежде под группу Depeche Mode - хотя решение очевидное, ведь и музыкальное вдохновение ребята брали оттуда же. Хотя попытка влиять на творческий процесс уже заметна.

Юрий Айзеншпис и "Динамит"
Юрий Айзеншпис и "Динамит"

А когда появились такие исполнители, как группа "Динамит", Влад Сташевский, Никита и, конечно, Дима Билан - тут роль Айзеншписа стала, видимо, ближе к тому, что называют продюсерством теперь (и что называли этим словом в зарубежной музыкальной сфере).

Айзеншпис не считал, что эти его проекты были провальными: «Сташевский был яркой звездой в своё время, он был очень рейтинговым артистом. Другое дело, что он был искусственным продуктом шоу-бизнеса. Про искусственность нельзя сказать, если говорить про Никиту, он очень талантлив».

Юрий Айзеншпис и Дима Билан
Юрий Айзеншпис и Дима Билан

Говоря о таланте Никиты, Айзеншпис не забыл упомянуть и об очень своеобразном характере артиста. В отношениях с продюсером он ошибочно думал, что у него нет свободы, он рвался к ней. «Я предоставил ему её, говорил Юрий Айзеншпис. - В итоге получилось то, что мы видим». Потом Никита понял ошибочность своего решения, просился назад, но продюсер не счёл нужным продолжать сотрудничество.

Последние три года жизни Юрий Айзеншпис был продюсером певца Димы Билана. Он не дожил всего несколько дней до того, как Билан стал победителем премии MTV Europe Music Award в номинации «Лучший российский исполнитель». Билан стал единственным проектом Айзеншписа, который он создал самостоятельно и довёл до вершин признания.