Сходила на этот спектакль в 2009 году (режиссёр - Н.Пинигин). Я хотела посмотреть его очень давно. Как это часто бывает, всё откладывала и откладывала «на потом». В итоге участник премьеры 2005 года Кирилл Лавров ушёл в мир иной; говорили, что «Квартет» снимут с репертуара…
Но на роль, которую играл Кирилл Юрьевич, ввели Валерия Ивченко. И «Квартет» вернулся на сцену.
В доме престарелых артистов, где-то в графстве Кент, проживают бывшие музыканты, хористы, дирижёры, певцы… Все они «когда-то были кем-то», как говорит персонаж, которого играет В.Ивченко. Когда-то кто-то из них даже был знаменитостью. Вот и четыре героя спектакля, которых играли А.Фрейндлих, З.Шарко, О.Басилашвили и В.Ивченко, когда-то пели в опере. Самой знаменитой из них была героиня Фрейндлих. Но она очень быстро ушла со сцены – в расцвете сил. Так и не вернулась в оперу после родов…
За три с небольшим часа перед зрителями разворачивается грустная и смешная одновременно история людей, отдавших себя искусству, но в конце жизни оказавшихся никому не нужными…
В финале они выходят на сцену своего теперь уже родного дома, чтобы выступить перед товарищами, гостями и персоналом в квартете из оперы Верди «Риголетто». Долго готовятся, репетируя под собственную фонограмму, записанную более сорока лет назад. Надевают костюмы, накладывают грим … Волнуются так, как будто бы им действительно придётся петь по-настоящему. Но, выйдя на сцену и услышав свои молодые голоса, эти старики замирают, не в силах имитировать пение.
Инициатор пения под фонограмму Реджинальд Пэджет (В.Ивченко) - Герцог, который должен начать квартет, так и не смог «запеть», просто открывая рот… Другие участники квартета, поняв его состояние, не стали делать вид, что ничего не произошло. Они просто подошли к товарищу и встали с ним рядом. Зрители видели, как постепенно гаснет свет, и герои спектакля «уходят» в темноту…
После спектакля, естественно, раздались овации. Зал был заполнен «под завязку». У меня даже спрашивали лишний билетик, когда я подходила к театру. Тридцать лет назад это было естественно и привычно, а сейчас бывает очень редко.
Не хочется ставить оценки любимым артистам. Все были очень хороши, и все были на месте.
Зинаида Максимовна Шарко, по-моему, вообще на тот момент играла только этот спектакль (по крайней мере, такую большую роль). Её персонаж Сесилия Робсон – фигура эксцентричная и трогательная одновременно. Постоянно всё забывает, путает, но полна оптимизма!
Алиса Бруновна была занята в театре гораздо больше. Роль Джин Хортон, как мне кажется, в чём-то вторична для этой блистательной актрисы. Но это не означает, что она играла неинтересно. Наоборот! Персонаж Фрейндлих – «дама с прошлым». Она изо всех сил пытается сделать вид, что попала в этот дом, поразмыслив, что «так лучше», а не потому, что ей просто некуда деваться (и это – при двух детях и шести внуках!).
Герой Басилашвили Уилфред Бонд– бывший баритон (он же Риголетто в той самой записи) – «развалина» с палочкой. Но в прошлом у него – масса интрижек и счастливый брак. Жена умерла полгода назад, и Уилфред оказался в этом доме…
Персонаж Ивченко – самый душевно ранимый из всех этих героев. Во всяком случае, у него – самая печальная история. Всю жизнь он любил Джин Хортон, и даже был на ней женат – 9 часов. Жена убежала от него в первую брачную ночь :(
Впрочем, зачем пересказывать сюжет этой, в общем-то, незамысловатой пьесы? В сети есть запись спектакля с первым составом, его можно посмотреть. Но мне кажется, что в записи впечатление будет совсем другим...
Я пошла в театр, чтобы ещё раз увидеть любимых артистов БДТ. Застала ещё те времена, когда попасть в этот театр было неимоверно сложно.
До сих пор пытаюсь хотя бы таким способом вернуть свои ощущения от любимого когда-то театра. И на этом спектакле мне это удалось!
А вы видели "Квартет" в театре?