Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Те, кто интересуется искусством XVII-XVIII веков, не могут не обратить внимание на то, что образ некоей Софонисбы, принимающей чашу с ядом, встречается в этот период у многих художников. Особенно он был популярен во времена Рембрандта, и это поветрие не обошло и его. В картине самого ван Рейна мы видим пышноволосую даму довольно обширного охвата, похоже, беременную, которой коленопреклоненный юный слуга протягивает красивый бокал. А в нем-то яд!
Эта дама и есть Софонисба, она богато одета и явно образованна, так как сидит за столом, на котором лежит раскрытая книга. Ее, похоже, оторвали от чтения, когда принесли яд в бокале. Лицо женщины при этом не выражает никакого страха или отчаяния, она совершенно спокойна, на губах - легкая улыбка. Разве что во взгляде есть некая озадаченность.
На картине С. Конинга тот же сюжет передан несколько иначе. Софонисба и тут - дородная дама в дорогом платье (прекрасно передана игра атласной ткани). Чаша с ядом выглядит еще более роскошной, а сама Софонисба выражает всем своим видом удивление от неожиданного предложения.
Зато на картине Вуэ она совершенно спокойна.
Так что за история такая с Софонисбой? О ней писали разные римские историки, особенно подробно - Тит Ливий. Похоже, их поражало то, как эта женщина встретила свою смерть - в истинно римском духе, даром, что она была карфагенянкой. А интерес к ней в XVII веке был связан, видимо, с тем, что с развитием книгопечатания стали издавать не только Библию и прочие религиозные тексты, но и светскую литературу, в частности, работы греческих и римских авторов.
"История" Ливия читалась как увлекательная литература, ну, что-то типа нынешних детективов. Наиболее впечатляющие сюжеты художники брали на вооружение.
Каждый живописец находил свою трактовку ситуации и образа героини. Поэтому так интересно смотреть на работы разных художников, посвященные одной теме.
Итак, карфагенская аристократка Софонисба была выдана замуж за западно-нумидийского царя Сифакса, хотя в нее был влюблен друг детства Масинисса, который потом стал восточно-нумидийским царем. Когда отец девушки отказал ему, в гневе Масинисса переметнулся к римлянам. А как раз шла война с ними. В ходе этой войны Сифакс сперва был на стороне римлян, а потом выступил против них и, после проигранной битвы, попал в плен.
В это время Софонисба случайно встретила Масиниссу и умолила его спасти ее от римского плена. Друг детства решил, что спасти ее может только брак с ним. Так она стала его женой. Ее первый муж, Сифакс, в это время был, как уже сказано, в плену, и, узнав о новом замужестве своей жены, решил отомстить. Он оклеветал ее, заявив, что изменил римлянам по ее науськиванию. Более того - он посеял в душе Сципиона сомнения в Мисиниссе, сказав, что теперь коварная женщина начнет склонять и его к измене.
Тогда римский полководец решил избавиться от Софонисбы, вызвал к себе Мисиниссу и заявил, что Софонисба - все равно жена Сифакса и, как часть его имущества, тоже отходит в собственность Рима. Мисинисса, зная, что она ни за что не согласится стать пленницей римлян, послал ей с рабом чашу с ядом и поставил перед дилеммой - либо умереть, либо потерять свободу. Выбор был за самой Софонисбой, и она сделала его, осушив чашу до дна.
Почитайте еще на моем канале:
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
Отражает ли образ Иосифа Бродского в искусстве его реальную личность?
В блоге мужа:
Что я увидел в Арле буквально за несколько часов
Я могу поместить в своих статьях ссылку и на ваш канал. Пишите на электронный адрес, если вам это интересно, обговорим условия.