Зачем нужен эмоциональный контейнер?
Часть первая
Часть первая.
Ко мне обратилась клиентка с запросом о повышении самооценки. Пожаловалась, что не ценит себя, относится к себе по остаточному принципу. И, как следствие, окружающие также особенно не учитывают ее интересов и не берут в расчет ее мнение. Сутулость Светланы, назову ее так, лишний раз подчеркивала, что все невысказанные эмоции, она хранит в зоне сердца, куда частенько бьют заряженные эмоциональные снаряды. Плечи, защищающие грудную клетку, вогнулись внутрь, как — будто отражая невидимые удары.
Светлана рассказала, что была такой всегда, сколько себя помнит. Избегала ссор, не могла постоять за себя, молча снося обиды. Нужные слова приходили к ней уже после случившегося, и Светлана благополучно прятала их глубоко на дно своей души и ком в горле закупоривал содержимое этого сосуда.
На фоне такого состояния у моей клиентки постоянно наблюдалось пониженное настроение, она часто просыпалась по ночам и винила себя в своей беспомощности и никчемности. Сравнивая себя с другими, Светлана еще больше печалилась и мечтала измениться.
Причину проблем Светланы мы нашли спустя несколько сессий. Как и в большинстве случаев моих клиентов, все идет из детства, как ни крути. В процессе терапии я выяснила, что у Светланы катастрофически неразвитый эмоциональный контейнер. У ее матери он также был очень мал, и у матери ее матери тоже. Не было у Светланы человека, который бы дал ей навык контейнирования эмоций, такой важный и полезный для жизни.
Контейнирование – это способность выдерживать любые эмоции, стрессовые ситуации, напряжение. У всех людей контейнер развивается в детстве при участии значимого взрослого, чаще всего мамы. Обучить ребенка контейнировать эмоции может только человек, который сам умеет это делать. Беря на руки плачущего младенца и утешая его, мать, как бы дает ему понять, что все хорошо, что она его любит.
Процесс контейнирования между мамой и ребенком следующий: ребенок не может отвечать за себя, опираться на свои силы. Это должна обеспечить ему мать, забрав себе тяжелые эмоции ребенка, переработав и отдав их ему уже облегченные и позитивные. Так должно происходить в идеале.
Но у моей клиентки дела обстояли несколько иначе. Светлана рассказала про свои отношения с мамой. Например, если девочка падала, то мама очень долго причитала, какая дочь неуклюжая, и что она сто раз ее предупреждала об опасности. Сразу скажу, что такие дети очень редко делятся с родителями личными переживаниями в дальнейшем. Так как не понятно, кого именно потребуется в последующем утешать.
Мать Светланы требовала от нее беспрекословного послушания, не принимала никаких возражений. Когда Светлана чувствовала несправедливость по отношению к себе и делала попытки высказать свое недовольство и гнев, ее очень быстро и жестко пресекали. Мать подавляла своей авторитарностью. Когда Светлана пыталась рассказать маме о школьных обидах, о неловком слове одноклассника в ее адрес, последняя внушала дочери, что ничего страшного не произошло. Она говорила, что не нужно злиться, а лучше промолчать и стараться поддерживать со всеми хорошие отношения. Мало ли как оно там дальше сложится.
Так Света научилась вытеснять отрицательные и тяжелые эмоции. Даже стала винить себя за то, что способна чувствовать весь этот негатив.
Вместо того, что бы принимать своего ребенка целиком и полностью, мать Светланы взрастила забитую, неуверенную в себе дочь, но зато такую удобную и послушную.
Продолжение следует...