Бурлят страсти в интернете после опубликования результатов экзамена по математике в школах. Итоги не радуют. Тревожный звонок? Не спешите пить корвалол и делать преждевременные выводы. Те, кому довелось неоднократно держать ответ перед экзаменаторами или самому проводить проверку знаний, знают, как много нюансов кроется в этом процессе.
Очень многое зависит от постановки вопроса в задании. Его можно сформулировать так, что даже «слабый» ученик заметит в нём путь к правильному ответу. А можно преподнести в такой форме, что и профессор затруднится ответить. Причина низких результатов на ОГЭ может оказаться банальной – некорректно составленные вопросы.
Проверка знаний путём тестирования имеет свою нежелательную особенность – категоричность. Ответы предполагают только два варианта оценивания – правильный и неправильный. Такой подход несправедлив и неточен. Предлагается, например, ученику определить, сколько упаковок плитки понадобится, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом. Для этого необходимо произвести несколько расчётов (отдельно на каждую дорожку и на площадку), а затем их суммировать. И если школьник в одном из подсчётов ошибётся, то неверным окажется и итоговый результат. Но разве ученик, правильно выполнивший четыре из пяти действий, является неуспевающим? Ведь его ответ тоже частично правильный. Учитель на уроке оценил бы его на «четверку» или «тройку», так как знания есть, но они неглубокие. При тестировании это не учитывается. Главное, чтобы полученная цифра с ответом совпала. Между тем высокая вероятность ошибки заложена в самом задании – на схеме дорожки в двух местах пересекаются, что не все замечают и решают задачу неправильно.
Устный экзамен более объективен.Возможно, если бы опрос проводился «по старинке», его результаты оказались бы намного оптимистичней. К тому же прежний способ проверки знаний по предмету давал возможность при неудовлетворительном ответе на отдельные вопросы проверить и убедиться, случайность это или закономерность. Для этого было достаточно задать экзаменуемому другой вопрос.
Не следует также забывать, что выпускники 9 класса ещё не имеют опыта сдачи экзаменов, а он очень важен.
В моём багаже – два учебных заведения. В первом – зубрил, имея целью накопление знаний. Но оценки за тот период – тройки да четвёрки. Во втором, каюсь, прогуливал лекции и редко заглядывал в учебники. А в зачётке – сплошные четвёрки и пятёрки. Почему так? Научился сдавать, концентрировался не на учёбе, а на успешной оценке от экзаменатора. «Плавая» в вопросах доставшегося на экзамене билета, умело переводил тему на то, в чём разбирался. Или увлекал чем-то преподавателя, давая возможность ему вместо меня высказаться, получить удовлетворение от этого. Разомлевший препод затем оценивал нашу беседу высшим баллом, при том что предмет я знал, по большому счёту, весьма поверхностно.
Таким образом, плохая оценка по какой-нибудь дисциплине не всегда означает отсутствие знаний в этой области, как и отличные показатели – не гарантия всесторонней осведомлённости. Тем более экзамен всегда схож с лотереей, в которой не обойтись без удачи. Возможно, выпускникам в этот раз просто не повезло. Отчаиваться не надо – пересдачу никто не отменял!