Найти тему
Анастасия Каревик

Рецензия на произведение «Герой нашего времени»

Михаил Юрьевич Лермонтов, вдохновившись произведением Пушкина «Евгений Онегин», начал работу над будущем романом «Герой нашего времени». Даже фамилию главному герою автор подобрал созвучную с Онегиным, сопоставив названия двух рек: Онега и Печора.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

  Путешествуя в ссылке по Кавказу, Лермонтов берётся за написание первой главы - «Бэла».

  В сюжете романа нарушается хронология. Порядок событий изменен; читатель заранее знает печальную судьбу главного героя, что помогает ему сконцентрироваться на характере и поступках Печорина, в какой-то мере отодвигая собственно события на второй план.

  В первой главе в рассказе Максима Максимовича перед читателем открывается трогательная история любви юной черкешенки к Печорину. Поступки героя для многих загадочны. Во время их пребывания на Кавказе Печорину и Максим Максимычу приходит приглашение на свадьбу. Когда они прибыли на место, Печорину было скучно, поэтому он решил позабавиться. Его внимание привлекло прелестное создание, Бэла. Но не только он один положил глаз на девушку. Разбойник Казбич не сводил свой взгляд снее. После этих событий началась борьба за Бэлу, где Печорин одержал победу. Именно тут открывается личность брата Бэлы, Азамата. Пятнадцатилетний мальчишка, любящий деньги, с радостью соглашается променять сестру на лошадь Казбича, о которой он мечтал. Его поступок показывает его отношение к семье и сестре. Завоевав Бэлу, Печорин пытается расположить её к себе. Но не прошло много времени, как влюблённая Бэла надоела Печорину. Он стал чаще уходить из крепости и меньше уделять ей внимания. В это время обиженный Казбич решил отомстить Печорину смертью Бэлы. Григорий не успевает спасти Бэллу. Здесь раскрывается натура Казбича; он злой, мстительный и ловкий джигит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

  В последующих двух главах автор показывает, что произошло с главным героем после этих событий. После долгой разлуки Максим Максимыч встречается с давним другом. Поведение Печорина по-прежнему довольно странно. Он пренебрег приглашениями Максима Максимыча и в разговоре с ним отвечал неохотно, сводяразговор к Персии, куда держал путь. Он был довольно равнодушен, хотя Максим Максимыч вызвал у него воспоминания о прошлом. Григорий осознал свою вину в смерти Бэлы, но ему было легче скрывать свои чувства подмаской безразличия. После неудачной встречи приятелей читателю открывается, по сути, история смерти главного героя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

  В следующих главах Лермонтов рассказывает истории из жизни Печорина. Автор рассказывает о самых важных эпизодах, чтобы раскрыть и показать натуру героя. Читателю известно о гибели Печорина, поэтому он понимает, что в играх со смертью он останется жив, тем самым этот прием заставляет нас анализировать характергероя. Читатель заранее знает исход дуэли между Грушницким и Печориным, поэтому он обращает внимание на поступки, раскрывающие чувства героев. 

  Специально или невольно Печорин вмешивается в жизньдругих? От скуки главный герой вмешивается в жизнь контрабандистов, княжны Мери, Грушницкого; в связи с этим невольно вмешивается в жизни Веры и доктора Вернера. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

  Михаил Юрьевич раскрыл в своём произведении пороки людей, такие как ревность, злость, обман, собственная выгода, воровство. Он хотел создать героев, которые смогут встретиться и в нашей жизни. 

  На протяжение всего романа Печорин ведёт себя так, словно всем бросает вызов. Он разочарован в жизни, ему всё наскучило. Герой не может найти себе место в обществе и заняться деятельностью по душе. Он высмеивает столичных аристократов, видя их пороки насквозь. Но иногда под маской равнодушия и отчужденности кпроисходящему у него проявляется человечность. Григорий тяжело переживает разлуку с Верой, единственной женщиной, которую он любил. Смерть Бэлы оставила след в его душе, хоть он это пытается скрыть. Но настолько ли Печорин ужасен?

  В романе прослеживается важная особенность его композиции. Все события начинаются и заканчиваются в крепости, это символизирует то, что душа Печорина заперта в ней. Бессмысленность его поступков очевидна. Печорин постоянно находится в круговороте этих событий, и пока он в ней, все эти поступки будут повторяться. Герой легко относится к своей жизни. Как только он вырывается на свободу, чтобы найти свое призвание, как тут же его жизнь кончается. Ведь, может быть, вся его жизнь заключалась в вечном круговороте бессмысленных и трагических событий.