Часть 1.
Трудно сказать, кто истинный хозяин земли Палестины.
Долгое время священный город Иерусалим был объектом почитания и борьбы, и как провинциальный город, и как национальная столица управлялся целым рядом династий и государств. В начале 20 - го века город, как и вся историческая Палестина, стал центром соперничества национальных устремлений сионистов и палестинских арабов. Эта борьба часто выливалась в насилие.
Самые ранние исследования и раскопки в Иерусалиме были проведены в 19 веке, в основном французскими учеными Луи Фелисьен де Солси и Шарль Клермон-Ганнон и англичанином сэр Чарльз Уоррен, которые были вдохновлены желанием определить места, упомянутые в Библии.
Фонд исследования Палестины, основанный в 1865 году, спонсировал ряд раскопок и топографических съемок. Однако только после раскопок Кэтлин Кеньон в 1961-1967 годах в городе были проведены первые современные научные археологические работы. С 1968 года в Старом городе и вокруг него были проведены обширные раскопки.
Раскопки вокруг южной и западной стен Храмовой горы выявили ступени, ведущие к Храму, подземный вход жрецов в Храм и многие религиозные объекты. Есть также заметные остатки общественных зданий вдоль главной улицы. Останки, найденные в пределах Первой стены в еврейском квартале, несут на себе отпечаток горения и разрушения во время разграбления города римлянами в 70 году н.э.
Были обнаружены артефакты периода Первого Храма, и впервые были найдены стены сооружений, датируемых 8-м и 7-м веками до нашей эры. Одна из них была идентифицирована как “Широкая стена”, описанная Неемией. Распятое тело римлян с гвоздем, все еще торчащим из лодыжки, было обнаружено в еврейской гробнице в Гиват-Ха-Мивтаре.
Обширные раскопки в Цитадели обнаружили сооружения ханаанского, иродианского, крестоносного и мамлюкского периодов. Рядом с Храмовой горой внутри стен были найдены примечательные остатки дворца Омейядов.
Раскопки с 1978 года на горе Офель и в районе города Давида выявили свидетельства поселения, датируемого 4-м тысячелетием до н.э., а также ханаанских и ранних еврейских поселений, с большим количеством печатей, эпиграфического материала и бытовой утвари. Наиболее значительным открытием стал римский и византийский Кардо, улица, идущая от окрестностей Сиона. Ворота через восстановленный еврейский квартал в его крестоносную часть и пересечение Старых городских базаров.
Улица была реконструирована с использованием старинной мостовой, колонн и капителей. Открытие крестоносной церкви, хосписа и госпиталя Тевтонского ордена (12 век) в еврейском квартале и огромное пространство стен и башен (от крестоносцев и Айюбидов 12-13 веков) между Навозными воротами и Сионскими воротами внесли большой вклад в историю города.
Однако бурные археологические исследования в Иерусалиме не обошлись без политических споров. В 1996 году открытие археологического туннеля вдоль Западной стены вызвало опасения мусульман, что раскопки могут подорвать исламские сооружения на Храмовой горе, и начались беспорядки. Кроме того, некоторые евреи утверждали, что реставрация и раскопки на Храмовой горе, начатые мусульманским вакуфом (религиозным фондом) в конце 1990-х годов, могут поставить под угрозу еврейские культурные ценности.
Самые ранние следы человеческого поселения в районе города, найденные на холме к юго-востоку, относятся к позднему медному веку и раннему бронзовому веку, около 3000 года до н.э.
Раскопки показали, что поселение существовало на месте к югу от Храмовой горы, а массивная городская стена была найдена как раз над источником Гихон, что и определило местоположение древнего поселения. Название, известное в своей ранней форме как Урусалим, вероятно, имеет западно-семитское происхождение и, по-видимому, означает “Основание Шалема (Бога)".” Город и его первые правители, египтяне, упоминаются в египетских Текстах проклятий (около 1900-1800 гг. до Н. Э.) и снова в переписке 14-го века Телль-эль-Амарна, которая содержит послание от правителя города, Абди-Хеба (Abdu-Heba), требующий от своего государя помощи против вторгшегося Хапиру (Habiru, ʿApiru).
В библейском повествовании упоминается встреча ханаанского Мелхиседека, который, по преданиям, был царем Салима (Иерусалима), с еврейским патриархом Авраамом. Более поздний эпизод в библейском тексте упоминает другого царя, Адониседека, который возглавил коалицию аморреев и был побежден Иисусом Навином.
Согласно библейским рассказам, Иерусалим, расположенный на границе Вениамина и Иудеи и населенный смешанным населением, описываемым как Иевусеи, был захвачен Давидом, основателем совместного царства Израиля и Иудеи, и город стал столицей еврейского царства. Он датируется примерно 1000 годом нашей эры. Преемник Давида, царь Соломон, расширил город и построил свой Храм на гумне Арауны (Орнана) Иевусеянина. Так Иерусалим стал местом царского дворца и священным местом монотеистической религии. После смерти Соломона северные племена отделились. Около 930 года до нашей эры египетский фараон Шешонк I разграбил город, за ним последовали филистимляне и арабы в 850 году и Иоас Израильский в 786 году.
После того, как Езекия стал царем Иудеи, он построил новые укрепления и подземный туннель, который доставлял воду из источника Гихон в бассейн Силоама внутри города, но он поддался могуществу Сеннахирима Ассирийского, который в 701 году принудил выплатить тяжелую дань.
В 612 году Ассирия уступила свое первенство Вавилону. Восемь лет спустя Иерусалим был разграблен, а его царь был депортирован в Вавилон. В 587/586 году до нашей эры город и Храм были полностью разрушены Навуходоносором II (Навуходоносором), и началось еврейское пленение, которое закончилась в 538 году до н.э., когда Кир II (Великий) Персидский, победивший Вавилон, разрешил евреям во главе с персидским наместником Иудеи Зорова́велем дома Давидова вернуться в Иерусалим. Храм был восстановлен (515 г. до н.э.), несмотря на сопротивление самарян, и город стал центром новой государственности. Его позиции укрепились, когда Неемия (около 444 г.) восстановил его укрепления.
С приходом Александра Македонского и его победой при Иссе в 333 году до н.э. Иерусалим попал под греческое влияние. После смерти Александра Палестина досталась его маршалу Птолемею I Сотеру, сыну Лага, который оккупировал Египет и сделал Александрию своей столицей. В 198 году до н.э. Иерусалим был приобретен северной династией, происходившей от Селевка I Никатора, еще одного из маршалов Александра, который правил из Антиохии (ныне в Турции). Рост греческого, языческого влияния оскорбил ортодоксальных евреев, враждебность которых вылилась в вооруженное восстание в 167 году до н.э. после Селевкидов Антиох IV Епифан намеренно осквернил Храм. Восстание возглавил Маттафия, сын Хасмонея (Хасмон), и продолжил его сын Иуда, известный как Маккавей (Маккавей). Хасмонеям удалось изгнать Селевкидов, и Иерусалим вновь стал столицей независимого государства, управляемого жреческой династией Хасмонеев.
Источник: https://www.britannica.com/place/Jerusalem/History