Привет, привет!
Я решила посвятить сегодня вечер небольшому экскурсу в правомерность установки рекламы на стенах многоквартирных домов.
Для начала о понятиях: не стоит путать жильцов и собственников. Жилец – это лицо, проживающее в жилом помещении. Т.к. речь идёт о многоквартирном доме, то жилое помещение в данном случае будет квартира. Собственник – лицо, кто обладает правом собственности на квартиру. В квартире могут проживать вместе с собственником члены семьи, не являющиеся собственниками, или в квартире могут проживать наниматели.
Собственники жилых и нежилых помещений (например, подвального) на правах долевой собственности (каждому по сантиметру) владеют:
крышей, ограждающими несущими и ненесущими конструкциями данного дома, механическим, электрическим, санитарно-техническим и другим оборудованием (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. (пункт 3 часть 1 статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации – далее ЖК РФ).
То есть решение по распоряжению указанным имуществом должно приниматься на общем собрании собственников при условии, что это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 36 ЖК РФ).
Проще говоря, если некто хочет разместить на доме свою рекламу, он должен получить разрешение жильцов дома и заключить об этом договор.
Договор является документом, подтверждающим факт получения разрешения на размещение рекламы. В договоре в обязательном порядке должно быть обговорено:
- какая конструкция будет размещена;
- место её размещения;
- период (он может совпадать со сроком действия договора, но ни в коем случае не превышать его;
- обязательство, что данная конструкция не будет нарушать законные интересы граждан, проживающих в доме.
То есть, если это световая реклама, то интенсивность освещения не должна превышать допустимые нормы. Кроме того, необходимо предусмотреть порядок её работы в вечернее, ночное время, а также в выходные дни. Т.е. чтобы она не мешала спокойно жить-почивать жильцу в его квартире.
Кроме того, необходимо предусмотреть и вес конструкции. Скажем дома первого индустриального периода (хрущёвки) вряд ли перенесут большую дополнительную нагрузку на стены.
Никакие решения управляющих компаний не могут подменять решения собственников.
Статья 44 ЖК РФ рассказывает о полномочии общего собрания собственников помещений. Пункт об установке рекламных сооружений выделен особо:
принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; (часть 2 пункт 3 статья 44 ЖК РФ)
В части 5 статьи 19 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» сказано жёстче: заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможна только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что никакие управляющие компании не вправе без решения собрания собственников самовольно заключить договор. А собрание должно быть проведено в соответствие с требованиями ЖК РФ.
Денежные средства от размещения рекламы должны быть использованы на нужды собственников по их волеизъявлению, например, на капитальный ремонт дома.
Если следовать букве закона, то даже тетрадный листок, если в нём содержится рекламная информация не может появиться на стене дома без разрешения собрания собственников. То же самое касается установления стендов на придомовой территории. Причем сами собственники имеют право размещать свои объявления, не спрашивая разрешение других жильцов, а вот сторонние организации обязаны получать такое разрешение.
Обычно стенды обслуживает какая-нибудь фирма по размещению рекламы. Именно она заключает договор с жильцами. В договоре прописывается какого рода реклама будет размещена.
Так что же такое реклама?
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; (пункт 1 абзац 1 статья 3 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Будь то газетный лист или матерчатый баннер – это всё будет реклама, если там размещена информация, скажем, о войлочных тапочках по привлекательной цене.
Теперь поговорим о рекламных конструкциях.
Первым делом хочу обрадовать тех, кто находился под постоянным звуковым зомбированием. 25.08.2021 года вступают в действия поправки к Закону. Поправки внесены Федеральным законом от 26.05.2021 № 150-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О рекламе". Статья 19 дополнена частью следующего содержания:
32. Распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.
Всё! Баста! Императивный запрет! Нельзя! Оговорки не допустимы!
Согласно первой части статьи 19 черным по белому указано, что же будет относиться к рекламным конструкциям: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.
Для того, чтобы начать тяжбу с незаконно размещённой рекламой совсем не обязательно собирать подписи со всего подъезда. Это может сделать и один единственный собственник.
Первое, что я рекомендую, это сделать письменное обращение к владельцу рекламы и попросить его либо предоставить договор на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции, либо потребовать снять её за неимением оного. Кто знает, может дальше оно и не пойдёт. Предприниматель, который установил конструкцию, прочувствует ситуацию и выполнит ваше требование или же попробует получить разрешение.
Если мирно не удалось решить проблему, вы можете подать жалобу в прокуратуру и или Государственную жилищную комиссию, а также в Роспотребнадзор, если конструкция каким-либо образом нарушает ваше личное пространство. Например: свет или музыка.
Не помог и этот способ: идите в суд. В какой? А это будет зависеть от истца. Если это товарищество собственников жилья, то в арбитражный. Именно этот суд рассматривает споры между юридическими лицами. А если группа товарищей или боец-одиночка, то в районный или городской суд.
У вас остались вопросы? Пишите их в комментарии под статьёй.
Вы мне можете направить личным сообщением интересующие вас юридические вопросы, и я разберу их в одной из своих статей.