Найти в Дзене
Оля Гурская

Фальшивый металл в голосе. Часть V. Функции гортани и голосовых складок. Атака звука.

Верхнюю часть трахеи составляет гортань. Она представляет собой участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Стенка гортани состоит из нескольких хрящей, соединенных между собой связками и снабженных, кроме того, мышцами. Гортань расположена на уровне 4—6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Над входом в гортань находится надгортанник, который закрывает вход в гортань при глотании (и тем защищает дыхательные пути от посторонних веществ и открывает во время дыхания, предоставляя воздуху свободный вход и выход. Среди хрящей гортани особый интерес представляют щитовидный хрящ и перстневидный хрящ. Щитовидный хрящ, - наиболее крупный в скелете гортани. Он образует две четырёхугольные пластинки, соединяющиеся спереди с формированием в верхних отделах выступа, называющегося выступом гортани (кадык, «адамово яблоко»). Перстневидный хрящ имеет форму перстня, состоящего из широкой пластинки сзади и дуги спереди и с бок
Хрящи, связки и суставы гортани. А (вид сбоку), Б (вид сзади), В (вид сбоку в разрезе).1- щитовидный хрящ, 2-верхний рог щитовидного хряща, 3-подъязычная кость, 4-щитоподъязычная связка. 5-выступ гортани ("адамово яблоко"), 6 - нижний рог щитовидного хряща, 7- надгортанник и надгортанный хрящ, 8. перстнещитовидный сустав, 9 - вырезка щитовидного хряща, 10. щитонадгортанная связка, 11. - перстневидный хрящ, 12 - перстнетрахеальная связка, 13. первый хрящ трахеи, 14. черпаловидный хрящ, 15. - голосовой отросток, 16. перстнечерпаловидный сустав.
Хрящи, связки и суставы гортани. А (вид сбоку), Б (вид сзади), В (вид сбоку в разрезе).1- щитовидный хрящ, 2-верхний рог щитовидного хряща, 3-подъязычная кость, 4-щитоподъязычная связка. 5-выступ гортани ("адамово яблоко"), 6 - нижний рог щитовидного хряща, 7- надгортанник и надгортанный хрящ, 8. перстнещитовидный сустав, 9 - вырезка щитовидного хряща, 10. щитонадгортанная связка, 11. - перстневидный хрящ, 12 - перстнетрахеальная связка, 13. первый хрящ трахеи, 14. черпаловидный хрящ, 15. - голосовой отросток, 16. перстнечерпаловидный сустав.

Верхнюю часть трахеи составляет гортань. Она представляет собой участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Стенка гортани состоит из нескольких хрящей, соединенных между собой связками и снабженных, кроме того, мышцами. Гортань расположена на уровне 4—6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Над входом в гортань находится надгортанник, который закрывает вход в гортань при глотании (и тем защищает дыхательные пути от посторонних веществ и открывает во время дыхания, предоставляя воздуху свободный вход и выход. Среди хрящей гортани особый интерес представляют щитовидный хрящ и перстневидный хрящ. Щитовидный хрящ, - наиболее крупный в скелете гортани. Он образует две четырёхугольные пластинки, соединяющиеся спереди с формированием в верхних отделах выступа, называющегося выступом гортани (кадык, «адамово яблоко»). Перстневидный хрящ имеет форму перстня, состоящего из широкой пластинки сзади и дуги спереди и с боков. На краю пластинки и на ее боковой поверхности имеются суставные площадки для сочленения с черпаловидными и щитовидными хрящами. Главную часть гортани составляют голосовые складки, замыкание и размыкание которых закрывает или открывает вход в дыхательное горло - это складки слизистой оболочки гортани, которые содержат голосовую связку и голосовую мышцу. Мышца соткана уникальным образом и может вибрировать не только целиком, но и отдельными частями. Голосовые складки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Звучание происходит при сомкнутых голосовых складках. Человек набирает воздух, сгущает его под сомкнутыми голосовыми связками, (воздушное давление является самым важным фактором голосообразования), напором воздуха разъединяет их, причем связки после падения давления, вызванного раскрытием голосовой щели, снова смыкаются; снова сгущается воздух под ними, и таким образом происходит ряд сгущений и разряжений, отчего появляется звук.

Ученые сходятся во мнении, что у лучших мастеров гортань в пении почти неподвижна. Сопрано приподнимает гортань или оставляет на уровне положения покоя. Эту точку зрения подтверждает и Йо Естил, говоря о том, что низко опущенная гортань способствует темному звуку, а высоко поднятая, - более яркому. Йо Эстил придает значение щитовидному хрящу, который может, по утверждению Йо Эстил, независимо контролироваться мышечными связками, окружающими его, для того, чтобы придать «сладость» звуку и способствует появлению вибрато в пении. Часто он связан с приданием «эмоций» голосу; также перстневидному хрящу, поскольку этот участок контролируется перстневидной связкой и позволяет связкам “утолщаться”, что позволяет увеличить громкость с минимальными усилиями. Когда перстневидный хрящ наклонен, - он используется в основном для крика или белтинга.

Речевая позиция гортани непригодна для пения. Сет Риггс основывает свою методику на пении в речевой позиции - «как вы разговариваете в тихой и удобной манере». Однако, речь идет скорее о положении головы, шеи и артикуляционных органов. Но это не означает, что петь нужно также как говорить. Гортань, по Сету Риггсу, остается расслабленной как при разговоре. Речевая позиция является основной для определения диапазона. Работа гортани одинакова для всех гласных. Близкий звук наблюдался у певцов, имеющих суженный вход в гортань, т.е., узкое расстояние между верхушками черпал и надгортанником. А глухость звука наблюдалась у певцов с широким входом в гортань во время пения. При надгортаннике, нависающем над входом в гортань, звук имеет яркий, блестящий характер, а при поднятом надгортаннике звук затуманивается. Изучение рентгенограмм показывает, что для мастеров певческого искусства характерна полнейшая свобода в артикуляционных укладах языка при стабильности в положении и приспособлении гортани. Работа гортани одинакова на всех гласных. Поэтому гласные у певца с хорошо поставленным голосом равны по звучанию, то есть, одинаково вокальны. У мастеров вокала не перестраивается только гортань. Качество «близости» певческого звука на всех гласных связано с верной единообразной работой гортани. Мастера бельканто говорили о свободной гортани, при плавном постепенном выдохе. Йо Эстил пишет, что говорящий обладает способностью сознательно изменять положение гортани в различных направлениях, для того, чтобы изменять звук. Однако она соглашается, что, таким образом он изменяет скорее тембр, нежели высоту тона.

Если гортань в целом неподвижна или приподнята, то есть уровень ее смещения не зависит от взятой ноты, - единственное условие при образовании гласных – вход в гортань должен быть узким. Контур верхушек черпаловидных хрящей сближается с надгортанником. Во время пения любых гласных на всем диапазоне голоса. Если вход в гортань широк-звук имеет -звук имеет расширенный, «заваленный» характер. Это не зависит от характера гласной. Возникновение акустического сопротивления и образование высокой певческой форманты обусловлено сфинктерной функцией гортани. При кашле, натуживании, поднятии тяжестей, сфинктер замыкает дыхательную трубку на трех уровнях: истинные голосовые связки, ложные голосовые связки, клапанный механизм надгортанника. Ложные голосовые складки: с практикой говорящий также может научиться их контролировать, - это две параллельные мышцы над истинными голосовыми складками, которые часто сжимаются в случае повреждения голоса. Они могут быть либо сужены, либо втянуты, либо в среднем положении. Согласно исследованиям Йо Эстил, втягивание голосовых складок часто связано с чувством сопереживания. Йо Эстил называет его ариэпиглоттическим сфинктром: Этот термин относится к полосе мышц в голосовом тракте чуть выше гортани, который может либо расширяться, либо сужаться при образовании звука. Манипулирование этой областью создает различие, также “жесткую”, если их жестко удерживать, таким образом, производя слегка дисфонический звук, так как голосовые связки полностью не смыкаются. Чаще всего получается, что связки тела голосовых связок “провисают", что означает, что складки являются гибкими и вместо того, чтобы производить чистый звук, производят подобие глоттализованного щелкающего звука. В пении необходимо достижение такого положения, которое обеспечило бы неполный ввод в действие клапанного механизма надгортанника при свободе функций истинных и ложных связок. Это состояние связано с нахождением опоры. При подвижной гортани звук получается плоским и белым. Для сопрано совершенно необязательно овладевать низким положением гортани. Йо Эстил утверждает, что с практикой можно научиться контролировать ложные голосовые складки, две параллельных мышцы над ними, которые часто суживаются при проблемах со звуком. Их тоже можно сужать, втягивать или оставлять в среднем положении. Втягивание ложных голосовых связок часто ассоциируется с чувством сопереживания. Йо Эстил выступает за среднее положение гортани.

Положение голосовых связок а) при молчании, б) при разговоре, в) при шепоте                1. Голосовые связки, 2. Голосовая щель.
Положение голосовых связок а) при молчании, б) при разговоре, в) при шепоте 1. Голосовые связки, 2. Голосовая щель.
Полость гортани A (вход в гортань), B (вид сбоку в разрезе). 1. Голосовая щель. 2. Голосовая складка. 3. Подголосовая полость. 4. Желудочек гортани. 5. Четырехугольная мембрана. 6. Голосовая связка.
Полость гортани A (вход в гортань), B (вид сбоку в разрезе). 1. Голосовая щель. 2. Голосовая складка. 3. Подголосовая полость. 4. Желудочек гортани. 5. Четырехугольная мембрана. 6. Голосовая связка.

В отличие от других вокальных педагогов, Йо Эстилл выступает за использование мышц головы и шеи для «закрепления» певческой позиции, чтобы удержать усилие вне голосового тракта. Для этого задействуются мышцы лица и шеи, способствующие выработке звука, включая грудино-ключично-сосцевидную переднюю мышцу, которая соединяет голову с туловищем.

Стив Риггс считает, что не следует добиваться влияния на голосовые связки мышцами, окружающими гортань. Что касается голосовых складок, - не следует путать их натяжение (особенно сильное при пении высоких звуков) мышцами гортани и напряжение вследствие напряжения окружающих гортань мышечных тканей.

Для исправления горлового звука применяются приемы, направленные на изменение работы гортани в сторону ее освобождения от напряжения и пересмыкания:

1) умеренная динамика;

2) придыхательная или мягкая атака. При жесткой атаке, когда фаза смыкания голосовых складок акцентирована, возникающий звук имеет яркий характер, так как в нем содержится много высокочастотных обертонов. Если атака вялая- смыкание связок неплотное, высокочастотных обертонов образуется мало, так как звук носит мягкий, рассыпанный характер.

3) использование гласных большого импеданса [у, о]. Создание импеданса – это установление взаимосвязанной системы колебаний резонаторов и голосовых связок, что является важнейшим акустическим механизмом в работе голосового аппарата. Когда установлен этот механизм, певец получает возможность при сравнительно малых затратах энергии голосовых складок получить чрезвычайно большой акустический эффект. При нарушении импеданса (его отсутствии во рту). – вся нагрузка подсвязочного давления приходится на связки, что вызывает их форсированное состояние, и звук по высоте, в свободном образовании, прекратится.

4) употребление мышечного приема зевка и т.п.

Сама гортань при пении не меняет своего положения, она расслаблена, в положении для речи. Однако вход в гортань должен быть сужен. Это состояние достигается за счет работы дыхания, опоры и звуковой атаки. Низко опущенная гортань способствует более темному звуку, а высоко поднятая - более светлому.

Атака звука – это голос в момент его зарождения. На нее оказывают большое влияние способ смыкания связок и быстрота, с которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому, также как и степень замыкания голосовых связок. .

Атака звука может быть твердой, мягкой и придыхательной.

1. Твердая атака звука. Связки плотно замыкаются до начала звука, причем требуется известный напор для их разъединения. – прорыв воздуха. Весь воздух используется только для звука. Пламя свечи, поставленное перед ртом поющего не колеблется. Согласно определению Гарсиа, - это coup de glotte «удар голосовой щели». Высшая, утрированная степень такой атаки называется coup de larynx «удар гортани», это уже судорожное пересмыкание связок. Пример твердой атаки, - звук «п» губами.

2. Мягкая атака. Мягкой называется такая атака, при которой полное замыкание гортани происходит не перед началом, а в момент самого образования звука. Пример мягкой атаки – звук «в» губами.

3. Придыхательная атака. При ней звук образуется при неполном смыкании связок, отчего может происходить некоторая потеря звука. Пример придыхательной атаки – звук «ф» губами.

Разные специалисты в разное время рекомендовали разные виды атаки звука. При обучении пению рекомендуется все же твердая атака, позволяющая избежать потери воздуха. Но, в то же время, рекомендуется избегать пересмыкания связок. Поэтому атака звука предпочтительна придыхательная, так как твердая атака способствует форсированию звука.

https://zen.me/N022axx4 Фальшивый металл в голосе. Часть I. Определение проблемы.

https://zen.me/1H8aszx4 Фальшивый металл в голосе. Часть II. История вопроса.

https://zen.me/KTKA4xx4 Фальшивый металл в голосе. Часть III. Дыхание.

https://zen.me/G77BOxx3 Фальшивый металл в голосе. Часть IV. "Опора" звука.