Ох, сколько же домыслов ходит вокруг восстания на Сенатской площади... Кто-то даже утверждает, что все это не неудачной попыткой свержения царя, а особым ритуалом, проводимым по масонским правилам. Первыми такое предположение внесли консерваторы-монархисты (что, впрочем, не удивительно): они обратили внимание, что многие бунтовщики так или иначе имели связи в масонских ложах или сами являлись их частью, значит вполне вероятно, что и выступление могло быть «срежиссировано» кем-то сверху. Насколько же это могло быть правдой?
Если вы - поклонник различных теорий заговора, то эта версия наверняка покажется вам вполне убедительной, однако с исторической реальностью она имеет мало общего.
Пестель, Рылеев и Муравьев-Апостол, трое из пяти казненных декабристов, действительно были масонами. Правда, стоит заметить, что и среди обвинителей декабристов масонов было ничуть не меньше. Тогда на это была, если можно так выразиться, мода, особенно в среде молодых офицеров, стремящихся познать все тайны мира и поменять его в лучшую сторону. К тому же членство в масонской ложе могло приоткрывать некоторые двери и продвигать по службе. Вернувшиеся не так давно из Заграничного похода российские военные пропитались идеями революции, равенства и демократии (пусть и в том виде, в котором она тогда существовала) и приняли решение, что хотят перестроить Россию по новым правилам. Даже если в основе своей они схожи с идеями масонства.
И да, возможно, союзы бунтовщиков по своему строению несколько напоминали масонские ложи, но лишь оттого, что их структура была понятна участникам, зачем придумывать что-то новое? Неудавшийся диктатор Сергей Трубецкой на суде давал показания, только непонятно, для чьей стороны, что «тайное общество только и может существовать посредством ложи».
Именно эти похожие черты стали основным аргументом в пользу того, что декабристы - не требующие справедливости офицеры, а коварные масоны, стремящиеся захватить власть. Устав Союза спасения, составленный Павлом Пестелем, разделил его членов на три степени: братьев, мужей и бояр. Из бояр ежемесячно выбирались старейшины, а именно: председатель (мастер стула в масонстве), два блюстителя (в масонстве — надзиратели ложи) и секретарь (и такая же должность существует в масонстве). Желающий стать членом общества давал клятву сохранить в тайне любую открытую ему информацию, и каждая дальнейшая ступень предполагала новый обет. Все это — типичные масонские ритуалы. А также это были банальные приемы для конспирации, ведь вряд ли им хотелось быть раскрытыми в самый не подходящий момент. Ещё эти правила исключали попадание в организацию всяких лишних людей, которые могли бы только испортить задумку. Все-таки декабристы были опытными офицерами и знали, как стоит вести дела.
Просуществовав всего четыре месяца, Союз спасения распался. Впрочем, уже через год возникла новая организация — Союз благоденствия. Ее устав, записанный в так называемую «Зеленую книгу», названную по цвету переплета, также несет в себе черты масонских практик, а именно устава немецкой ложи «Тугендбунд». Деятельность членов общества была структурирована по четырем отраслям, названия которых отражают масонские направления работы: «Правосудие», «Человеколюбие», «Просвещение» и «Народное богатство». Масонская система была взята за образец, это понятно, но в целях, мотивах, способах и прочем декабристы расходятся с масонскими устоями.
Но за несколько лет до знаменательного восстания, в 1817 году начался выход многих знаковых фигур протодекабристского движения из масонских объединений. В своем дальнейшем развитии декабристы имели мало общего с масонскими практиками. Вместо постепенного совершенствования — основы масонства — акцент в работе тайных обществ был сделан на решительном действии, приведшем их членов на Сенатскую площадь.
Впрочем, часть декабристов-масонов не вышли из лож. Так, из 121 осужденного по делу о восстании действующими масонами были 27 человек. После восстания масонское братство активно помогало своим братьям в ссылке. Особую роль в этом сыграла масонская ложа Конта, действовавшая в Иркутске. Братья-масоны собирали средства на помощь осужденным, давали взятки тюремному начальству для улучшения условий содержания ссыльных и их жен.
Движение декабристов действительно имеет масонские корни, однако связь декабристов и масонов намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. При желании можно, конечно, найти (или придумать) ещё несколько аргументов, которые точно подтвердят, что декабристы действовали не ради народного блага, а в интересах вольных каменщиков. Но все это, если честно, очень притянуто за уши.