Важнейший элемент поставленного певческого голоса, так называемая "опора" на него, в целом не имеет четкого научного объяснения. Певцы определяют чувство опоры субъективно, как ощущение «столба воздуха» в груди, возникающее во время пения, сопровождаемое сильным напряжением мышц брюшного пресса и поясницы. Без «столба воздуха» звучать в принципе ничего не будет, поскольку звуку нужна среда, в случае с голосом – воздушная. Завышенное, «чрезмерное» дыхание как правило провоцирует форсированный звук. А вот пониженный тонус дыхательных мышц как раз ведет к сипу. Как следствие, резонаторам достается меньше работы. Для того, чтобы натолкнуть ученика на ощущение "опоры" применяется фиксация положения вдоха. "Опора" может также определяться как чувство вдоха перед пением, которое создается фиксацией дыхания после вдоха перед атакой звука, то есть, фиксацией положения вдоха. Необходимым условием певческого голосообразования является высокое стояние диафрагмы. Поэтому наиболее выгодным являет