Найти тему

Три главные неудачи BMW за 105 лет истории

Не спешите перебивать меня со своими «ноздрями», надежностью мотора N63 и прочими фиаско марки за последние годы – сегодня мы покопаемся в более ранней истории компании. Там тоже есть за что упрекнуть (ну или пожалеть) могущественный концерн BMW. Ведь в его истории есть действительно досадные моменты. Которые, кстати, до сих пор не дают по степени значимости целиком и полностью встать на уровень главного конкурента, Mercedes-Benz. Конечно, даже с переходом на «электрички» BMW, к счастью, не прекращает свое существование – и у нее будет еще возможность «закрыть гештальты»*. Но все-таки 105 лет (в случае с автомобилями марки BMW – 92 года) – это достаточный срок для выполнения даже серьезных задач, не так ли?

Итак, неудача первая. На автомобилях BMW никогда не ездили канцлеры Германии. Ну и что, скажете вы? Я, как и вы, не слишком силен в политическом устройстве данной страны, но именно канцлер (формально эта должность соответствует председателю правительства) является в Германии первым лицом страны и, что еще более важно – фактически лидером нации. Именно госпожу Меркель можно назвать равной по статусу нашему бессменному президенту. Да, у немцев тоже есть свой президент, но по факту это второе лицо страны, должность которого как раз близка к нашему председателю правительства. В общем, с политикой разобрались – в Германии марка автомобилей будет самой крутой только тогда, когда на нее пересядет канцлер. И вот с этим как раз у BMW возникли проблемы. Настолько серьезные, что за время существования четырехколесной техники с «пропеллером» на капоте канцлеров в стране сменилось уже 16, и ни один из них официально не ездил на баварских машинах!

Знаменитую историю 1955 года, когда Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр выбирал между седанами BMW 500 и Mercedes 300 и в конечном счете взял последний, многие из вас могли слышать ранее. После этого канцлеры (ведь Хорьх и старый независимый Майбах канули в лету) почти всегда пользовались Мерседесами. Ну принято у немецких канцлеров ездить исключительно на Мерседесах, так пусть себе ездят – скажете вы. Но есть, как водится, нюанс. Когда в 2005-ом к власти пришла та самая Меркель, то она пересела с S-класса на… VW Phaeton! После этого в ход пошли Audi A8, потом снова Мерседес – в общем, все что угодно, только не BMW. Честно говоря, я не знаю принцип выбора главного автомобиля для Германии, но там должна быть по идее какая-то конкуренция между производителями. Почему BMW в ней не участвует? Было бы интересно и мне узнать.

Также стоит заметить, что автомобилями BMW никогда официально не пользовались Папы римские – по традиции они ездят на автомобилях Mercedes-Benz.

Неудача вторая. Автомобили BMW никогда не завоевывали титул Европейского автомобиля года. Это тот самый, знакомый с детства всем нам Car of the Year, который считался самым престижным конкурсом планеты до появления «истинно мирового» World Car of the Year (WCOTY) в 2004 году. Если Вы посмотрите таблицу победителей c 1964 года, то увидите, что европейский COTY выигрывали все, кому не лень. Включая уже не существующие NSU, Simca и Rover! Но максимум для BMW до сих пор остается второе место – которое они занимали, кстати, целых пять раз.

Неудача третья. При всей своей богатой спортивной истории, автомобили BMW выигрывали далеко не все престижные гонки. А в тех, что выигрывали – число побед не так и велико.

-2

Да, у них есть один чемпионский титул в Формуле-1 (1983) и один выигранный в абсолютном зачете Ле-Ман (1999). Но у Mercedes-Benz, включая сезоны 1954 и 1955 годов, уже 9 чемпионских титулов в F1, плюс одна победа на Ле-Мане. У Porsche, к примеру, целых 19 побед на Ле-Мане!

BMW может ответить 16 титулами кузовного чемпионата ETCC – но это не мировое, а европейское первенство, и машины там участвовали обычно не «суперзаряженные», а приближенные к серийным. Безусловно, у BMW в этом есть свой конек – так как серийная техника (как минимум, младшие серии вроде «трешки») изначально проектируется с возможностью проявить себя автоспорте.

Мировой чемпионат спорткаров, который считался в шестидесятые-восьмидесятые самым престижным для машин с закрытыми колесами, BMW не выигрывала ни разу! Точнее, в 1984-ом они волею судьбы смогли одолеть Porsche в группе B и формально поставить себе галочку в списке незакрытых «гештальтов». Но у самой Porsche – что-то около 29 побед (я даже сбился со счету) в этом чемпионате за 40 лет его существования…

Победу в Ле-Мане 1999 года BMW любит еще больше… Только не любит вспоминать, благодаря чему она стала возможна. Тот марафон должен был выиграть гораздо более быстрый Mercedes — но из-за несовершенства аэродинамики обе штутгартские машины в прямом смысле взлетели на скорости и выбыли из гонки
Победу в Ле-Мане 1999 года BMW любит еще больше… Только не любит вспоминать, благодаря чему она стала возможна. Тот марафон должен был выиграть гораздо более быстрый Mercedes — но из-за несовершенства аэродинамики обе штутгартские машины в прямом смысле взлетели на скорости и выбыли из гонки

В Америке у BMW уж совсем все плохо – они никогда не выигрывали ни 500 миль Индианаполиса (у Mercedes есть победа в Indy 500, хотя и 106 лет назад), ни тем более в Наскаре. Впрочем, Nascar – очень специфические гонки, где почти всегда участвовали лишь местные производители. И тем не менее, двигатели BMW могли бы поискать свое место под техасским или флоридским солнцем…

-4

А как счет ралли? У BMW нет ни одного титула в чемпионате WRC. У Porsche и Mercedes, впрочем, тоже – зато они выигрывали Дакар. Вообще, если говорить о марафонах, то эту долгую и грустную историю я уже рассказывал. Легендарный Dakar автомобилям баварской марки так ни разу и не покорился!

И да, в Германии автомобили BMW никогда (ни одного года в истории!) не продавались лучше, чем Mercedes-Benz. Сейчас они снова расправились с Audi, но Mercedes (и, конечно, Volkswagen) все равно впереди! Хотя мировое лидерство по продажам автомобилей сегмента luxury марка BMW держала с 2005 по 2016 год, сейчас Daimler вновь находится впереди.