Найти тему

Чудеса под куполом

Подполковник Белов Владимир Александрович

16 марта 1997 г. я возвращался из отпуска. Из Благовещенска на следующий день утром перелетел в Магдагачи, где проходил в то время службу в должности командира вертолётного полка, находящегося, соответственно, в составе 13 ОДШБР (отдельной десантно-штурмовой бригады).

По прибытии, для доклада, связался со своим непосредственным руководителем, начальником авиации бригады полковником Стрельцовым Н.Л., который меня «оглушил» новостью: «Вчера у комбрига при выполнении прыжков с парашютом отказали и основной и запасной парашюты»!

Я с дрожью в голосе: «Что, разбился?!» «Нет, – отвечает, – живой».

Тут же звоню Командиру 13 ОДШБР, полковнику Соседову Ю.К., чтобы убедиться в его невредимости. Юрий Кириллович бодрым, со смешинкой, голосом подтвердил, что вчера приземлился «без парашюта» и предложил поехать на место приземления, где обещал рассказать все подробно.

Приезжаем на площадку «Южная», где производились прыжки.

Заходим в перелесок на окраине площадки, подходим к березке-спасительнице, на которую упал комбриг-парашютист и узнаем подробности.

Накануне дня проведения прыжков прошел сильный снегопад. Снежный покров достигал 1 метра.

Вертолет Ми-8 поднимается на высоту 2500 метров, парашютисты поочередно покидают вертолет, чтобы провести в свободном падении 30-35 секунд, раскрыть парашют и приземлиться на площадку.

Соседов Ю.К. с парашютом ПО-9 штатно отделяется от вертолета, принимает позу для свободного падения и через 30 секунд выдергивает кольцо для расчековки ранца парашюта.

Выходит вытяжной парашют со стропами рифления, которыми стянут основной купол для плавного его раскрытия. В штатном режиме купол, от набегающего потока, должен разрифоваться и наполниться воздухом, но этого не происходит.

Над головой у парашютиста болтался стянутый стропами комок купола. Решение однозначное – отцепка!

Руки вверх по лямкам парашюта к замкам для отцепки, снятие с предохранителей, нажатие на гашетки, поворот их вперед. Одна лямка парашюта отцепляется и уходит вверх, вторая остается на месте (замок не сработал).

Парашютиста начинает вращать вокруг вертикальной оси с огромной скоростью!

Мысль работает четко: «Вынуть стропорез (нож для обрезания строп) и перерезать лямку с отказавшим замком ОСК!». Скорость снижения близка к скорости свободного падения. Попытка перерезать лямку парашюта безуспешна. Взгляд на высотомер, закрепленный на запасном парашюте – высота 300 м.

Последняя надежда на запасной парашют, но условия для его открытия должны быть другими, в таких условиях его срабатывание практически невозможно. Но другого выхода нет!

Выдернул кольцо «запаски», купол руками выбросил от себя по ходу вращения, но чуда не произошло…

Купол под давлением воздуха поднимается вверх и оборачивается вокруг пучка строп основного купола.

Теперь все понятно, впереди – смерть!

Но мы предполагаем, а высшие силы располагают…

На траектории снижения парашютиста оказывается березка высотой 10 метров, толщиной у основания 10 см. Комок из двух куполов парашютов цепляется за верхушку березы, сгибая ее, а за счет вращения парашютист, висящий на стропах, закручивается вокруг ствола березы и боком приземляется в глубокий снег. Лежит на боку и не верит, что живой и невредимый!

Встал, снял подвесную систему, отряхнулся и пошел на площадку. Вышел из леса.

Люди остолбенели, увидев его…

После этого случая многие, кто до этого не верил в чудеса, поверили в Высшие силы…

Полковник Соседов Юрий Кириллович, родился 16 сентября 1944 г., закончил Суворовское училище, Рязанское военное училище, 6 лет командовал 13 ОДШБР, закончил Академию Генерального штаба, в дальнейшем был командиром 76 ДШД, в Югославии командовал объединенными вооруженными силами ООН в секторе «Восток». В настоящее время на пенсии, активно занимается общественной деятельностью.

Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 1. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова . Рисунки Владимира Романова.