Найти тему
Музыкальный экспресс

Редкая птица. Rare Bird - ''Rare Bird'', 1969

"Когда ты ляжешь

В свою постель

И запираешь

Надежно дверь,

Представь ты тех,

Кто в стуже, в темноте,

Жил без любви здесь на земле.

Сочувствие -

Вот что им нужно, друг,

И сострадание -

Меня пойми.

Твоё сочувствие -

Вот что им нужно, друг!

Не хватает на свете любви,

Очень мало на свете любви."

/"Sympathy"/

"Желаете узнать правду? Что ж, я с детства ненавидел гитары. И это длилось до той поры, покуда не появились Эрик Клэптон и Джефф Бек; их-то я полюбил. Гитара хороша своим романтическим саундом, но не малоприятными тембрами. Нам же хотелось растормошить публику посильнее. Ведь, что ни говорите, электропиано с фуззом – это сущий ад!"

Собственно говоря, в этом коротком фрагменте из интервью Грэма Филда, основателя группы, и кроется ключ к пониманию необычного саунда Rare Bird. Вместо электрогитары, инструмента, фактически создавшего рок-музыку, Грэм Филд, между прочим, сам хороший клавишник - органист, решил использовать электрическое пианино, извратив его звучание гитарными приставками, типа фузза. Звук, предсказуемо, местами получился действительно "адским": бедное пианино выло и визжало, как сто чертей, довольно удачно имитируя звук солирующей электрогитары.

Для реализации своей оригинальной идеи Грэм Филд, как водится, подал объявление о вакансии пианиста в музыкальном журнале. На него откликнулись тридцать человек, из которых Филд выбрал одного - Дэвида Каффинетти, который стал его единомышленником. Вместе они принялись разрабатывать концепцию новой группы, которую первоначально назвали "Lunch".

К августу 1969 года были подобраны остальные участники группы, которая получила окончательное название "Редкая птица", Rare Bird. Это были Стив Гулд (вокал и гитара) и Крис Рэндалл (бас-гитара), которые ранее были членами психоделической группы "Fruit Machine", а также Марк Эштон на барабанах. От Рэндалла, который злоупотреблял изменяющими сознание веществами, впрочем, вскоре избавились. Вокалист Стив Гулд стал играть на бас-гитаре, тем более, что обычная гитара, на которой он играл ранее, в концепцию группы не вписывалась. Так Rare Bird стала квартетом.

Первые концерты Rare Bird проходили на родине группы, в английском городе Бирмингеме, и не отличались большим размахом. Один примечательный концерт состоялся в Tilbury Working Mens Club, за королевскую сумму в пять фунтов. У группы не было фургона, и они умудрились погрузить в свои машины усилители, барабаны, гитары и орган Хаммонда. Концерт был испорчен тем, что Рэндалл, будучи под кайфом, получил сильный удар током во время выступления на сцене, после чего, собственно говоря, и был изгнан из группы.

Не получив должного признания в Бирмингеме, группа отправилась на юг, в Лондон, и играла там в местных клубах. Через несколько месяцев на Rare Bird обратил внимание земляк музыкантов, Тони Стрэттон-Смит, основатель независимой компании Charisma, который и подписал с группой контракт. Надо сказать, что Rare Bird вместе с Van der Graaf Generator и Nice были первыми, с кем начала сотрудничать эта звукозаписывающая компания, которая, чуть позже, прославилась на весь мир своей любовью к прогрессивному року.

Вот что, в частности, Тони Стрэттон-Смит написал на обороте обложки пластинки: "Грэм Филд и мальчики пришли с улицы и принесли мне демо-кассету. Это происходит постоянно. Только на этот раз это было хорошо, очень хорошо".

Дебютный альбом, вышедший в 1969 году, был тепло встречен критиками и публикой. Композиция "Sympathy" с этой совершенно замечательной пластинки, будучи выпущенной в виде сингла, стала классикой прог-рока и заняла ведущие позиции во многих хит-парадах мира. Сам же альбом занял 117 место в американском Billboard.

Музыка на одноимённом дебютном альбоме свежа и оригинальна, но иногда можно найти сходство с первым альбомом Procol Harum, иногда с Van Der Graaf Generator, иногда с Nice.

Мастерство второго клавишника, пианиста Дэйва Каффинетти настолько велико, что порой возникает иллюзия присутствия в альбоме электрогитары. Сбивает с толку и тот факт, что Стив Гулд, в самом начале формирования группы, играл на гитаре. Леко предположить, что он отметился в этом качестве и на дебютном альбоме. Однако, в списке инструментов на оригинальной обложке альбома гитары нет! Стив Гулд играет только на бас-гитаре, все остальные звуки принадлежат органу Хаммонда и электрическому пианино. Не считая барабанов, конечно.

-2

Стив Гулд - ведущий вокал, бас-гитара.

Дэйв Каффинетти - электрическое пианино.

Грэм Филд - орган Хаммонда.

Майк Эштон - барабаны, литавры, бэк-вокал.

1. "Iceberg" - до того, как присоединиться к группе, Рэндалл и Гулд написали песню под названием "To the Memory of Two Brave Dogs". Rare Bird включила эту песню в свой дебютный альбом, переименовав его в "Iceberg" , но Рэндалл не был указан, как её автор. Между тем, эта композиция, с великолепной мелодией и немного "барочным" органом в духе Procol Harum, одна из лучших на альбоме.

2. "Times" - трек начинается почти как рок-н-рол 50-х, постепенно переходя на территорию прог-рока.

3. "You went away" - начинается трек, как изысканная и сладко звучащая органная пьеса, под аккомпанемент которой вокалист поёт о своей потерянной любви. Однако, это не только нежная баллада, поскольку сумасшедший органист и маниакальный барабанщик просто ждут своего часа, что бы оторваться по-полной.

4. "Melanie" - причудливая песенка о несносной девушке.

5. "Beautiful scarlet" - в этой драматичной композиции присутствует сильный вокал, отличная игра на барабанах и невероятные клавишные партии. Пианист и органист сражаются, играя в унисон, чтобы показать, кто из них лучший клавишник.

6. "Sympathy" - название песни можно перевести с английского как "сочувствие", или даже "сострадание". Текст представляет собой довольно типичный образец хипповской рок-лирики конца 1960-х: "Сегодня половина мира ненавидит другую половину, одна половина мира имеет всю еду, а вторая - ложится и тихо умирает от голода. Причина в том, что вокруг нас не хватает любви…" Музыка же прекрасна, и не может оставить равнодушным.

7. "Nature's fruit" - забавная песня о ястребах, мышах и флирте с вашей секретаршей. Может быть, ястреб - это вы?

8. "Bird on a wing" - эмоционально насыщенная песня, с парящим вокалом и прекрасным звуком органа Хаммонда в аккомпанементе. Дэйв Каффинетти на своём электрическом пианино довольно похоже имитирует звук соло-гитары. Выдаёт его отсутствие "подтяжек", которые на пианино, само собой, невозможны - можно играть только фиксированные ноты. Иногда я думаю, как бы звучал этот альбом, если бы в распоряжении Каффинетти оказался синтезатор мини Муг? Увы, этот инструмент появился немного позже...

9. "God of war" - музыка к несуществующему фильму "про индейцев", с характерным звучанием литавров, имитирующих индейские барабаны войны. Хороший мог бы быть вестерн! Почему пишут музыку для фильмов, но не снимают фильмы на музыку? Хотя нет, снимают: "The Wall", например.

Закончить я хочу словами Тони Стрэттон-Смита: "Rare Bird - это редкая находка, новаторская, оригинальная, глубоко музыкальная. Они сами по себе."

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Rare Bird вы можете прочитать у меня здесь:

''As Your Mind Flies By'', 1970

Птицы
1138 интересуются