Найти в Дзене
Булочки с маком

Как Морис Леблан придумал Арсена Люпена

Морис Леблан всегда держал в секрете тайну происхождения джентльмена-грабителя. И это до сих пор вызывает споры среди специалистов. В этой публикации попробуем разобраться, как Арсен Люпен появился на свет. Первый набросок его героя появился в 1904 году в газете L’Auto в рассказе «Джентльмен». В этом произведении описываемый персонаж был угонщиком автомобилей. Когда в следующем году журналист Пьер Лафит опубликовал новый обзор Je sais tout, он попросил своего друга Мориса Леблана написать мыльную оперу. «В то время я даже не знал Конан Дойля», — утверждает Леблан. Это утверждение, однако, часто ставят под сомнение. Пьер Лафит хотел представить читателям рассказ, похожий на приключения Шерлока Холмса. Поскольку он знал, как выросла прибыль издания Strand Magazine, публиковавшее рассказы Конан Дойля. Поэтому журналист предложил Морису Леблану эту идею. А последний с энтузиазмом принял её. Однако Морис Леблан сказал другому журналисту, Жоржу Шарансолю: «Если на меня повлиял писатель, то э

Морис Леблан всегда держал в секрете тайну происхождения джентльмена-грабителя. И это до сих пор вызывает споры среди специалистов. В этой публикации попробуем разобраться, как Арсен Люпен появился на свет.

Фото BooksOnline
Фото BooksOnline

Первый набросок его героя появился в 1904 году в газете L’Auto в рассказе «Джентльмен». В этом произведении описываемый персонаж был угонщиком автомобилей. Когда в следующем году журналист Пьер Лафит опубликовал новый обзор Je sais tout, он попросил своего друга Мориса Леблана написать мыльную оперу.

«В то время я даже не знал Конан Дойля», — утверждает Леблан. Это утверждение, однако, часто ставят под сомнение. Пьер Лафит хотел представить читателям рассказ, похожий на приключения Шерлока Холмса. Поскольку он знал, как выросла прибыль издания Strand Magazine, публиковавшее рассказы Конан Дойля. Поэтому журналист предложил Морису Леблану эту идею. А последний с энтузиазмом принял её.

Однако Морис Леблан сказал другому журналисту, Жоржу Шарансолю: «Если на меня повлиял писатель, то это Эдгар Аллан По». У американского писателя есть герой, причём француз, которым восхищался Леблан. Его зовут Огюст Дюпен. Он умеет сочетать фонетику и дух дедукции.

«Имя Арсена Люпена? Создание этого персонажа? Я не смогу рассказать, как мне пришла в голову эта идея. Без сомнения, это было во мне, но я этого ещё не знал. На самом деле всё это родилось в моём бессознательном».

В дополнение к своему долгу перед По, Морис Леблан даёт лишь несколько очень общих ответов. Писатель говорит, что, скорее всего, на него повлияли авторы из детских чтений: Фенимор Купер, Ассолант, Габорио, а затем Бальзак.

Преступник Мариус Якоб. Фото dic.academic.ru
Преступник Мариус Якоб. Фото dic.academic.ru

На Мориса Леблана также повлияли осуждённые, сменявшие друг друга в заголовках газет того времени. Мариус Якоб (1879–1954) — изобретательный грабитель, наделённый большим чувством юмора и способный проявлять великую щедрость по отношению к своим жертвам. Но Леблан отрицал, что вдохновлялся им. И этот вопрос тоже остаётся открытым среди люпинологов. В течение трёх лет Якоб, который подписывал кражи со взломом именем «Аттила», попадал в заголовки газет. Но в марте 1905 года его арестовали и приговорили к пожизненным каторжным работам за то, что он был автором ста шести ограблений, что тоже широко освещалось в СМИ.

Хотя Мариус Якоб обладал общими чертами с Арсеном Люпеном, он был не единственным бандитом, поразившим прессу мастерством. Кажется, что Морис Леблан черпал вдохновение в новостях своего времени для собственного персонажа и его интриг. В этом отношении Арсен Люпен предстаёт прежде всего как литературное произведение, явно хорошо зарекомендовавшее себя в своё время.

Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о книгах, фильмах и сериалах, чтобы не пропустить следующую публикацию.

А также читайте обзоры на другие книги:

В любой непонятной ситуации играй в шахматы

Почему книга Деборы Фельдман «Неортодоксальная» вызвала резонанс в американском и еврейском обществах

Роман «Нормальные люди»: Салли Руни исследует любовь среди социальных слоёв