Найти тему
https://agro-sales.ru

Как заработать на свиноводстве

Оглавление

Животноводство является древнейшей формой деятельности людей, наряду с рыболовством и собирательством. Однако и в современный прогрессивный век актуальность подобного занятия не падает. С предпринимательской точки зрения у данного проекта множество сложностей, требующих от бизнесмена специфических навыков и способностей.

Не меньшую роль играет и наличие серьезного первоначального капитала. Деятельность в сфере свиноводства способна приносить солидную прибыль только тогда, когда каждая деталь проекта тщательно продумана, а разработанный бизнес-проект грамотен и продуман.

1. Почему свиноводство?

Если верить официальным статистическим данным, ежегодно нашими соотечественниками потребляется около 8 млн. тонн мясной продукции. Из этого огромного объема свинина занимается порядка 2 млн. тонн или 1/3 часть всего рынка мяса. Нельзя забывать и о том, что над Россией довлеет торговое эмбарго, введенное в 2014 г., что привело к дефициту товарной мясной продукции, основная масса которой приходилась на заграничный продукт.

Одновременно с этим правительством стали приниматься меры по активной поддержке отечественных фермеров с учетом программы по «импортозамещению». В связи с этим у российских бизнесменов имеются все основания для получения выгодных условий по ведению с/х деятельности и свиноводства в частности. Если говорить именно о выращивании свиней с целью заработка, то здесь можно выделить ряд достоинств.

К таковым можно отнести:

• минимальную продолжительность процесса выращивания свиней для убоя (6-9 месяцев);

• высокую вероятность опороса одной свиноматкой потомства из 10-12 поросят при краткосрочном периоде вынашивания, не превышающим 3.5 месяца;

• серьезный показатель продуктивности, поскольку масса средней тушки достигает 100 кг. Причем из данного веса на мясо приходится 55-60 кг., и на сало — 30 кг.

Совокупность всех указанных выше моментов и при высокой средней цене на качественное свиное мясо делает свиноводство крайне доходной отраслью с/х. А начать деятельность можно даже в условиях личного подворья.

2. Необходимая документация

Любой бизнес на этапе становления неотрывно связан с оформлением огромного количества документов. Причем получить всю необходимую разрешительную документацию следует в самом начале открытия бизнеса, что позволит всецело заняться непосредственно работой. Во-первых, важно провести официальную регистрацию деятельности, связанную с выращиванием свиней.

Если говорить об организационно-правовой форме, то предпочтение стоит отдать ИП, что существенно облегчает процесс ведения бухгалтерской отчетности. Код ОКВЭД — 01.23 или «свиноводство».

Чтобы зарегистрировать ИП придется:

• подать заявление формы Р21001;

• сделать ксерокопию каждой страницы паспорта и заверить их нотариально;

• предоставить квитанцию об уплате госпошлины — 800 руб.

Что касаемо системы налогообложения. Здесь основная масса ИП выбирает УСН, при которой % уплачиваемых налогов не превышает 6.

Важно! Наличие личного хозяйства позволяет не проводить регистрацию предпринимательской деятельности, поскольку отечественное законодательство разрешает фермерам заниматься продажей излишек продукции, производимой для собственных нужд.

Помимо указанных выше документов придется обзавестись:

• разрешениями от Трудовой инспекции, Санэпидемстанции, Государственного пожарного надзора;

• постановлением местной сельской либо городской администрации с разрешением о возведении построек для будущей фермы;

• арендным договором либо документами, подтверждающими право собственности на земельный участок;

• лицензией для производства свинины.

Весь пакет документов следует получить до момента открытия бизнеса, в противном случае штрафов за незаконное ведение деятельности избежать не удастся.

3. Как выбрать участок и построить свинокомплекс?

Возводить здание с целью выращивания свиней в городской черте никто не разрешит. По этой причине важно грамотно выбрать подходящий участок за ее пределами. Территория должна быть подходящих размеров не только для возведения свинарника, но и вспомогательных построек. При этом комплексу важно быть заметно удаленным от источников воды.

Выбор участка следует проводить с учетом таких характеристик, как:

• чистота грунта на предмет различных инфекций;

• уклон участка свыше 5%, что позволит эффективно отводить сточные воды;

• воздухопроницаемости грунта;

• расположения грунтовой воды на глубине не менее 2-3 метров;

• удаленность от ближайшего места проживания людей не менее чем на 1.5-2 км.

Возводить свинокомплекс желательно на площади, равной 3400 кв. м. При этом важно продумать вопрос наличия возможностей для прокладки путей системы коммуникаций и расположения вблизи пастбищных земель. Как только желаемый участок будет найден, можно переходить непосредственно к монтажу строений, ориентированных на выращивание свиней.

Данную работу желательно доверить профессионалам, т. к. этот процесс достаточно трудоемок и предполагает также должное оборудование комплекса. Здание для ведения деятельности можно приобрести либо арендовать.

Благодаря этому отпадет вопрос возведения первичных коммуникаций и оборудования построек. Минус подобного варианта связан чаще всего с продажей заброшенных советских свинокомплексов для содержания большого поголовья (5-8 тыс.).

При новом строительстве данный процесс контролируется представителями Госветнадзора, которой затем возведенный комплекс и принимает.

При этом свинокомплекс должен:

• быть оборудован санитарной зоной, площадь которой должна соответствовать пожарным разрывам;

• разделяться на сектора (3), отделенными друг от друга санитарными барьерами: один предназначен для выращивания свиней с наличием ветеринарных пунктов, второй представлен хозяйственными постройками, тогда как третий — это склад под грубые корма, силос и подстилку;

• располагать бактерицидными лампами в помещениях со свиньями, а также системами по фильтрации воздуха и очистным оборудованием;

• быть огорожен забором, высота которого должна равняться или превышать 1,8 м.

Помимо этого, определенные требования предъявляются и к используемым материалам.

Так, они должны быть:

• безопасными для свиней;

• обладать теплозащитными характеристиками;

• отличаться паропроницаемостью и способностью к аккумуляции конденсата;

• устойчивыми к внешним воздействиям.

Размер свинарника следует определять с учетом того, что одному животному требуется 15-25 кв. м. свободного пространства. При этом помещение следует разделить на сектора, где будет проходить опорос свиней, доращивание, откорм и отдел для содержания хрячков. Один сектор может вмещать 5-6 взрослых животных или 9-10 свиноматок. Свиноматок с поросятами следует содержать отдельно. Ах, да, каждая свинья помечается номерными бирками.

Полы лучше делать бетонными, ведь в противном случае свиньи могут их просто копать. У стен и перегородок должен быть серьезный запас прочности, дабы свиньи их не повредили. Хорошо растут свиньи в теплом и прекрасно освещенном здании, причем подобные условия должны сохраняться и зимой. Не лишним будет обзавестись транспортом с целью перевозок, как самих животных, так и мяса.

4. Оборудование для выращивания свиней

Дабы животные чувствовали себя комфортно, придется подумать над оборудованием:

• кормушек — подающих корма на постоянной основе либо дозировано;

• поилок — в качестве каковых предпочтение лучше отдать совковым либо чашечным и расположить их вблизи кормушек;

• системы вентиляции, которая обеспечит регулярное движение воздушных масс и вентиляцию;

• системы навозоотведения. Достойный КПД у самосплавной системы, которую можно оборудовать самостоятельно.

После того, как здание построено и оборудовано всем необходимым, можно приступать к покупке свиней.

5. Выбор породы свиней

Сначала следует уяснить для себя, какая ориентация будет у вновь создаваемого бизнеса.

Здесь возможно 2 направления:

• разведение свиней с целью их убоя и последующей реализации мясной продукции;

• выращивание свиноматок/хряков с целью их продажи другим фермерам.

На первом варианте лучше остановиться начинающему предпринимателю, тогда как второй прекрасно подойдет уже опытному фермеру. По этой причине далее будет акцентировано внимание именно на первом варианте. Для успешного старта важно приобрести племенной, здоровый молодняк, поэтому придется поискать проверенного и прекрасно зарекомендовавшего себя заводчика.

При выборе предпочтение следует отдавать хорошо развитым, активным животным, имеющим сухую и чистую нежно-розовую кожу. Хороший способ связан с покупкой небольших партий свиней у различных заводчиков, что предотвратит близкородственное скрещивание особей. Вообще, все существующие ныне породы свиней можно подразделить на 3 группы с учетом продукта, получаемого от их выращивания.

Так, они могут быть:

• мясо-сальными:новгородская, украинская рябая;

• мясо-сальными белыми: мангал, пьетрен, брейтовская, крупная белая, муромская;

• мясо-беконными: донская мясная, дюрок, ландрас, въетнамская вислоухая.

Если интересует именно мясная продукция, то свой выбор лучше остановить на русской крупной белой свинье либо ландрас. Представители ландрас в возрасте 6-10 месяцев могут достигать 100-110 кг. Аналогичные показатели присущи и русским белым свиньям.

Покупка свиней должна проходить с учетом их:

• устойчивости к заболеваниям;

• плодовитости;

• способности комфортно себя чувствовать в климате расположения свинокомплекса.

При выращивании свиней с целью разведения важно соблюдать следующую пропорцию: 1 кабан на 10 свиноматок.

6. Реализация продукции

Дабы с реализацией мясной продукции проблем не возникало, важно заранее обзавестись сертификатом качества и положительным заключением ветеринарных экспертиз. Кроме этого, еще на начальном этапе становления бизнеса лучше подыскать мясоперерабатывающее предприятие и заключить контракт с целью поставок мяса.

Крупный магазин также перспективная точка сбыта. Ну, или вообще можно отдать предпочтение собственному павильону либо торговой точке.

Кстати, мясная продукция и сало — не единственная статья доходов от выращивания свиней. Зарабатывать дополнительно можно на сбыте шкур и навоза. По мере роста бизнеса следует подумать над организацией цеха, где будут производиться консервы и полуфабрикаты, что позволит заметно увеличить потенциальную прибыль.

7. Обслуживающий персонал

На общее число наемных сотрудников влияют самые разные факторы. К примеру, будете ли вы специализироваться на реализации мясной продукции, производстве полуфабрикатов или же продаже свиней живьем.

Кроме этого, показатель механизации производства также играет в этом вопросе немаловажную роль. Максимального внимания подобный вопрос заслуживает при отсутствии опыта, и необходимых знаний у самого бизнесмена.

В остальном же минимальный штат может быть представлен:

• управляющим — самим владельцем бизнеса;

• бухгалтером;

• ветеринаром;

• свиноводом;

• зоотехником;

• разнорабочим.

За исключением разнорабочих и свиноводом на каждую должность может претендовать один человек. На первых порах бухгалтером может быть и сам предприниматель при наличии достаточных знаний в данной области.

8. Маркетинговый план

Прежде чем приступать к реализации бизнес-проекта по выращиванию свиней, необходимо максимально тщательно ознакомиться с состоянием выбранной отрасли в регионе.

Помимо канала сбыта готового продукта следует заранее обзавестись поставщиками кормов и наладить контакты с заводчиками. Помимо этого придется разобраться с представленными ниже нюансами отрасли.

8.1 Рыночный анализ

На показатель спроса не влияют сезоны года или изменения уровня прибылей. Мясо покупается даже с наступлением кризисных времен. Важно понимать, что из всего объема потребляемой мясной продукции на курятину и свинину приходится около 76 %, причем на свинину из этого объема лишь 30%. Получается, что конкурировать придется и с производителями мяса птицы.

Правда, продовольственное эмбарго и активная поддержка со стороны государства позволяют данному сегменту каждый год расти на 2-3%. Если же посмотреть статистику, то в период 2016-2020 г.г. показатель производства свинины возрос на 26%. На это значение положительно влияет и общий рост благосостояния населения.

Благодаря совокупности всех этих факторов можно смело говорить о том, что свиноводство принадлежит к числу наиболее перспективных отраслей с/х.

Правда, спрос на свинину может и упасть за счет:

• отмены продовольственного эмбарго;

• роста розничной цены на свинину;

• сокращения уровня благосостояния россиян.

Помимо этого важно оценить количество бизнесменов в регионе, занимающихся выращиванием свиней.

8.2 Целевые потребители

Серьезный спрос на свинину имеется у розничных магазинов, реализующих мясную продукцию, комбинатов, занимающихся переработкой мяса с целью приготовления полуфабрикатов, торговых сетей и мясокомбинатов.

8.3 Реклама

Самая лучшая реклама бизнеса по выращиванию свиней является выпуск высококачественной продукции. Правда для поднятия производства на серьезный уровень и недопущения возникновения проблем с отсутствием клиентской базы этого мало.

Для рекламы отлично подойдут животноводческие и сельскохозяйственные выставки, форумы.

На подобном мероприятии кроме демонстрации готового продукта можно обзавестись полезными партнерскими связями и опытом.

Другой вариант связан с созданием интернет-магазина, где будет дано детальное описание деятельности, указана стоимость готовой продукции и полный каталог с товарами и услугами. Не лишним будет размещение объявлений в изданиях с/х направленности.

9. Финансовый план

Вопрос по расчету трат и доходности относится к категории наиболее важных пунктов, обязательных для отражения в абсолютно каждом бизнес-плане. За счет этого появится понимание о необходимом количестве денежных средств для успешного начала деятельности, а также о сроках окупаемости бизнес-проекта.

9.1 Разовые расходы

В данном пункте отражается каждая статья трат, понесенных на этапе оформления бизнеса. Так, единовременные расходы представлены:

• возведением свинокомплекса со всем необходимым оборудованием — 1.7-2 млн. руб.;

• оформлением документации — 15-20 тыс. руб.;

• заработной платой работникам — 130-150 тыс. руб.;

• закупкой кормовой базы на период в несколько месяцев — 180-200 тыс. руб.;

• покупкой молодого поголовья — 150-170 тыс. руб.;

• рекламой — 45-50 тыс. руб.;

• страховыми отчислениями — 35-40 тыс. руб.

Путем несложных подсчетов можно видеть, что конечный размер расходов составит около 2.6 млн. руб.

9.2 Ежемесячные расходы

Следует заметить, что траты за первый месяц уже имеют отражение в предыдущем пункте. Вместе с тем важно заранее знать о размере ежемесячных расходов по поддержанию бизнеса. Кроме этого, благодаря таким подсчетам можно будет своевременно вносить корректировки в заложенный бюджет за счет сокращения издержек, оптимизации производственных процессов, повышения цены на продукцию.

Итак, тратиться придется на:

• зарплату работникам — 13-150 тыс. руб.;

• рекламу — 15-20 тыс. руб.;

• покупку дезинфицирующих средств и медикаментов — 35-40 тыс. руб.;

• обновление племенного стада — 100-180 тыс. руб;

• платежи за коммуналку — 35-40 тыс. руб.;

• покупку кормов — 20-25 тыс. руб.

Получается, что ежемесячно придется расходовать около 500 тыс. руб.

9.3 Потенциальная прибыль и рентабельность

Благодаря таким подсчетам появляется понимание о приблизительных сроках окупаемости бизнес-проекта. Любой бизнес-план должен состоять из данного раздела, тем более, когда планируется привлечение заемных денежных средств. Размер выручки находится в зависимости от вариантов реализации готовой продукции: розничная продажа, мелкий опт либо продажа живьем.

Первый вариант позволит зарабатывать примерно 250-300 руб. с 1 кг мяса либо 120-150 руб. с 1 кг. сала. Реализация субпродуктов также добавит лишние 30-35 руб. с 1 кг. Если предполагается продажа тушек, то стоимость 1 кг. достигает 200 руб., при этом потроха, копыта, рога и головы не считаются.

Другими словами, 1 свинья может принести бизнесмену около 17-20 тыс. руб. при себестоимости в 8 тыс. руб.

Вообще, отсутствие конкретных значений препятствует точному подсчету конечного дохода. При этом достойный результат может заслужить бизнесмен, вышедший на окупаемость за 2-3 года при рентабельности в 25%. Показатель окупаемости может быть и лучше, однако в первые несколько лет заработанный капитал желательно вкладывать в развитие бизнеса.