В это время появились при дворе грелки для рук, ног, муфты, меховые капоры и другие аксессуары! «Маркиза де Рамбуйе пришила к своей одежде шкуру медведя; Маршаль Люксембургская провела всю зиму в своем портшезе среди многочисленных грелок разного рода, еще один придворный украсил ноги восьмью парами чулок, к которым он добавил сапоги на меху», – писал Ж. Ленотр в своей книге «Версаль во времена королей».
На заднем дворе было много собак породы «Кавалер-Кинг-Чарльз». Они были милые, маленькие и поэтому идеально подходили, чтобы держать их рядом. Что может быть лучше такого веселого и к тому же портативного обогревателя? Так что спасались в Версале от холода как могли.
Людовик XIV, король, которому никогда не было холодно
Возможно, он черпал свою морозоустойчивость из своего прозвища Король-Солнце. Как бы то ни было, несмотря на мороз, который зимой царил в его доме, король Людовик XIV никогда не жаловался на холод. И он чувствовал, что, если о́н легко переносит холода в Версальском дворце, его двор должен поступать так же. Ему было невыносимо слышать жалобы своего окружения на холода в Версале. Может быть, поэтому при строительстве системы отопления особо не задумывались? В любом случае, при Людовике XIV девизом было «простудись и заткнись!». Даже женам Людовика XIV не позволено было жаловаться на холод, и несчастные женщины не вылезали из простуд.
И все же, чтобы сделать жизнь придворных и королевской семьи более комфортной, нужно было отапливать Версальский дворец. И мы легко можем себе представить, сколько это стоило. Версальский дворец топили дровами, но стоило это огромных денег и много леса. В конце XVIII века это было эквивалентно 1200 гектарам леса, сожженным за один год отопления в Версальском дворце. Таким образом, мы можем представить себе настоящую финансовую яму, которую это представляло для казны за год. Но это не единственный минус.
Парадные камины для отопления
В XVIII веке Версальский дворец насчитывал более 1300 каминов. Учитывая количество, вы, вероятно, думаете, что этого более чем достаточно. Но из-за высоких потолков комнаты было невозможно натопить. А это в сочетании с плохо изолированными окнами не давало, согласитесь, ощущения комфорта.
Даже если у всех было достаточно дров, в замке отнюдь не было жарко: тепло быстро поднималось до очень высоких потолков, а окна не были непроницаемыми. Верхние апартаменты думали, что получат выгоду от тепла нижних этажей, но получали только дым: дымоходы плохо тянули, и когда было ветрено, весь дым попадал обратно в комнаты, и вот вам – черная мебель и черные стены... А в дождливые дни черная вода заходила через дымоходы и текла по комнатам...
Как это ни парадоксально, но все настаивали на том, чтобы в их апартаментах был камин: камин означал ранг и достоинство людей. Чем выше ранг, тем изящнее камин. От менее красивого в деревянном обрамлении до верхнего ранга, где он был весь в мраморе и граните, все стремились почему-то к мрамору.
Камины Версальского дворца просто великолепны. Это настоящие произведения искусства. Они действительно предназначались не для обогрева замка, а, скорее, как церемониальные объекты. Пожары в дымоходах часто превращали Версальский дворец в очень опасное место. 1300 труб Версальского дворца создавали много дыма и пачкали все на своем пути, и комнаты приобретали черный цвет. Версальский дворец был не только очень холодным, но еще и непригодным для дыхания из-за сажи, дыма и копоти.
Чтобы решить эту проблему, во второстепенных помещениях были установлены чугунные печи. Многим придворным эти предметы не нравились, потому было решено отдавать предпочтение элегантности, а не комфорту. Хотя чугунные печи намного лучше обогревали Версальский дворец и стоили меньших денег, все же не во всех помещениях они были установлены.
Эти предметы не только некрасиво выглядели, но и имели очень рискованную систему. Действительно, необходимо было установить трубы в самом центре дворца, чтобы отводить дым. Они были установлены таким образом, что возгорание грозило в любой момент. Можно только удивляться, почему Версальский дворец в один прекрасный момент не превратился в один большой костёр.
«Все дрожат в замке; вино замерзает в графинах; чернила застывают на конце пера; плохой овсяный хлеб прибывает на стол мадам де Ментенон; король, который любит охоту, не выходит на улицу... », – писала в своем дневнике ледяными от холода пальцами нежная принцесса Палатин.
Первая часть истории о проблемах отопления Версальского дворца читайте при желании здесь: «О холодных зимах, дымящих каминах и продрогших придворных – как отапливали Версаль».
Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: