Цикл образование и воспитание.
Кажется, только что прозвенел последний школьный звонок, и уже сегодняшние выпускники, начинают сдавать свои последние, самые главные школьные экзамены - ЕГЭ. Сколько копий сломалось на всевозможных дискуссиях по вопросу - быть или не быть ЕГЭ в российских школах. Этим словом сейчас родители пугают детей - помните, из серии: придет дядя милиционер или придет серенький волчок. Теперь, ни полицейским ни волком наших детей не запугаешь, когда есть более страшное чудовище - ЕГЭ!
Недавно опять в передаче у Соловьева прозвучало, что большинство партий в Думе за отмену такой системы,не помогает даже тот довод, что по итогам этого экзамена легче поступить в высшее учебное выпускникам из провинции. Какая-то доля истины в этом есть. У меня обе внучки окончили на бюджетном университет в Санкт-Петербурге, одна даже с красным дипломом. Вряд ли так легко с первого раза они бы поступили в это учебное заведение по советской системе. Я помню как сама поступала в Куйбышевский ( теперь Самарский) университет после десятого класса.
Когда написала сочинение на "хорошо", то пошла в деканат посмотреть, какую ошибку я допустила - была пропущена какая-то запятая. Сочинение писала на тему "Нам жить и множить партии ряды,
Чтоб вечно имя Ленина сияло".
Так как я была в то время убежденным ленинцем, и тоже мечтала стоять в рядах этой партии, чтоб помогать сиять имени (правда, взрослая жизнь быстро внесла свои коррективы в мои взгляды, и в партию я по своему убеждению не вступила), то не сомневалась, что хорошо раскрыла эту тему. А в рецензии к сочинению было написано, что в нем больше приведено и процитировано поэтических произведений, чем прозы. Это разве рецензия? А на русском устном было вообще смешно - передо мной отвечал парень после армии по национальности из кавказцев, плохо говорил по-русски,но, однако, получил "хорошо", поэтому я уверенно шла отвечать, убежденная,что если не "отлично", что уж "хорошо" мне просто обеспечено. В итоге получила "удовлетворительно", потому что после нескольких абсолютно нелепых вопросов, типа как по латыни называется приставка, уже не знала как ответить на очередной вопрос - чем заканчивается мой учебник русского языка. Потом, когда сама работала в школе, прекрасно понимала, что при необходимости кого-то завалить, любой преподаватель с легкостью это может сделать.
Значит, и в той и другой системе экзаменации есть слабые стороны, видно, ничто в мире не совершенно.
Сейчас слушала передачу Никиты Михалкова, он говорит о низком уровне сегодняшнего образования: на улицах проводят опросы подростков, те не могут ответить на элементарные вопросы, даже не знают, когда началась и закончилась Великая Отечественная. Меня это тоже убивает - воспитанные на всевозможных "тик-токах", сегодняшние школьники порой поражают своим невежеством, так и хочется произнести возмущенно - вот в наше время..., хочется, но...
Я помню, как партия взяла курс на то, что все в стране должны иметь среднее образование. Америку, видно, решили удивить. Так ее и жареной луной не удивишь. И нам, учителям, приходилось оценивать по системе - три пишем, два в уме. Пусть бросит в меня камень тот, кто этого не делал. А я так, вообще, считаю, что лучше так, чем оставлять на второй год - допинаешь до восьмого класса, а там, глядишь, работать пойдет. Но, это по принципу - из двух зол выбираешь меньшее. Хотя надо было не всеобщее среднее вводить, а ремесленные училища после четвертого класса. Тогда бы не приходилось нам, учителям, давать уроки лицемерия школьникам. Никогда не забуду, как, чтобы хоть что-то выдавить из "тугого" ученика, я задавала ему несколько раз, почти по слогам один и тот же вопрос:"Второстепенный член предложения дополнение - он главный или второстепенный?" В ответ ученик закатывал глаза и почти в обмороке бормотал:"Тяжелый вопрос, очень тяжелый". Я взглянула на класс и чуть от стыда не провалилась - одна из школьниц сидела красная от стыда за меня, я до сих пор вспоминаю, как я в ту минуту проклинала эту самую систему среднего всеобщего образования. Мой коллега, постарше и поумнее меня, тогда сказал слова, которые я запомнила на всю жизнь:"Успокойся, выпустишь его из школы, пойдет хлеб выращивать, еще хорошим хлеборобом будет, а ты этот хлебушек в магазине купишь и все придет к равновесию"
Подумала я сегодня над сетованием Михалкова, порасстраивалась вместе с ним, а потом пришла к неожиданному выводу - чего мы опять изобретаем велосипед - в природе,видимо, все рождается в определенных пропорциях, к дуракам и умным это тоже подходит. Сколько было интеллигенции, в процентном отношении, к общему населению страны в царской России? Сколько с высшим образованием? Сколько соответственно в Советском Союзе? А теперь образование-то половину напокупали, а если это отбросить, то пропорция, видно, сохранится. Уровень дееспособности нации должен быть примерно всегда одинаков. Я думаю 1 к 10. Почему? Я не знаю цифр, просто помню, как к Христу пришло десять прокаженных, которых он очистил. Прокаженные ушли, только один из них вернулся, чтобы поблагодарить за исцеление.
Мне почему-то кажется, что этот пример распространяется на все слои жизни - из 10 школьников один должен получить высшее, именно образование, а не диплом. Не забрасывайте, пожалуйста, меня шапками, это только мое предположение, если у нас действительно образованных намного больше, то я только "ЗА"!
А в стране необходимо не только школы будущего строить( двумя руками за этот национальный проект), но и продумать систему профессионального обучения для тех, кто только просиживает в классе место - отвлекает остальных и мотает нервы учителям. Видно, надо создавать что-то типа ремесленных училищ, где школьник получит рабочую специальность. Потому думаю, что не должен стоять вопрос - все или нет должны сдавать ЕГЭ, кто не должен его сдавать, тот к этому времени уже должен обучаться по специальности. Тогда не будет так много всевозможных недорослей.
А будет в школе ЕГЭ или его заменит какая-то другая система, пусть думает наша Дума, раз там поднимается этот вопрос, значит, какие-то подвижки впереди.
А если совсем честно, и чтобы сограждане не забили камнями - я считаю, что каждый учитель с закрытыми глазами, в состоянии поставить объективную оценку каждому ученику, без любого экзамена!
ps: Дорогие друзья! спасибо что проявили интерес к моему каналу, не забудьте подписаться, и пожалуйста поддержите лайком и оставьте комментарий, это очень поможет в развитии канала, а я буду знать что пишу не напрасно! Спасибо! Всем добра!
Агата