Найти тему
ПАНТОГРАФ

В Закарпатье возвращается европейская колея?

Изначально все железные дороги нормальной ширины на территории современной Закарпатской области были построены с шириной колеи 1435 мм. Собственно ничего особенного в этом нет, первые линии были проложены еще во времена Австро-Венгерской монархии, железные дороги продолжили свое развитие при первой Чехословацкой республики, во время венгерской оккупации. Только с 1946 года край официально вошел в состав СССР. С присоединением края начались работы по перешивке колеи с 1435 мм на 1524 (позднее 1520) мм, принятую в Советском Союзе. Впрочем, европейская колея на территории региона осталась. Это и линии из Чопа в Словакию и Венгрию, линия от Чопа до Мукачево-Перевалочная база, а также ответвление в Батево до Берегово, Королева и далее через Дьяково в Румынию. Теоретически поезд европейской колеи может транзитом пройти от Словакии или Венгрии через Закарпатскую область в Румынию.

Вокзал в городе Ужгород. 2009 год, фото "ПАНТОГРАФ"
Вокзал в городе Ужгород. 2009 год, фото "ПАНТОГРАФ"

После 2014 года Украина окончательно выбрала проевропейский вектор. Впрочем, Закарпатье даже во времена СССР, в отличие от большей части УССР, имело связи, и было ориентировано на Словакию, Румынию, Венгрию, что говорить уже о нынешних временах. Даже на заработки многие ездят в Венгрию, Словакию, Чехию и т.п., а не Россию. Именно поэтому важно сообщение со странами Центральной Европы. Так поезд Захонь – Чоп был продлен до Мукачево, для этих целей в районе Мукачево Перевалочного была сооружена платформа Западная при колее 1435 мм и организована новая станция, западнее главной станции Мукачево, куда колея 1435 мм не доходит.

Пути на ст. Ужгород, 2009 год, фото "ПАНТОГРАФ"
Пути на ст. Ужгород, 2009 год, фото "ПАНТОГРАФ"

Новая геополитическая ситуация для Украины и переориентация на запад, привела к тому, что рассматривается вопрос по дальнейшему развитию железнодорожного сообщения с Европой. В этой связи из Украины пришла любопытная новость. Для непосвященных читателей хотелось бы сообщить, что однопутная линия Чоп – Ужгород имеет ширину колеи 1520 мм. Предложено соединить Чоп и Ужгород европейской колеей 1435 мм. Разумеется, перешивать имеющийся путь никто не будет, по нему обращаются как пригородные поезда, так и внутриукраинские пассажирские поезда. Путь с колеей 1435 может быть построен или параллельно существующему или путем создания четырехниточного пути (сплетения путей колеи 1520 и 1435 мм). Будет ли трассировка линии европейской колеи совпадать с линией колеи 1520 мм на текущий момент не известно, детали не разглашаются. Более того, это пока протокол о намерениях, даже проект не представлен общественности.

Электропоезд ЭР2-323 сообщением Мукачево - Ужгород, 2009 год, фото "ПАНТОГРАФ"
Электропоезд ЭР2-323 сообщением Мукачево - Ужгород, 2009 год, фото "ПАНТОГРАФ"

По мнению Минфина Украины реализация данного проекта позволит создать в Ужгороде транспортный хаб по пересадке пассажиров с поездов колеи 1520 мм, едущих с разных концов современной Украины на поезда европейской колеи 1435 мм, следующих в Чехию, Словакию. Румынию, Австрию, Венгрию и иные европейские государства. Предполагается, что поездка из Ужгорода в Будапешт займет не более 4 часов.

В рамках реализации проекта на вокзале Ужгорода планируется обустроить пункт пограничного и таможенного контроля, что позволит не терять время на контроль при пересечении границы. По мнению украинских чиновников, инициатива полностью соответствует транспортной стратегии стран ЕС, согласно которой железная дорога определена приоритетным видом транспорта, а пассажирские перевозки по железной дороге должны за 10 лет увеличиться вдвое.

Будет ли исполнен указанный проект, покажет будущее, однако, если планы будут реализованы, это означает обратный процесс возврата колеи 1435 мм в Закарпатье.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки, анонсы в группе позволят Вам не пропустить материалы, если их не окажется в рекомендациях

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Фото ушедшей техники - 11. 2ТЭ116 из Ельца с пассажирскими поездами на участке Ожерелье – Узловая – Елец.

Фото ушедшей техники – 10. Суровые Луганские «фантомасы» из Узловой

Как румынская мотриса из Польши в Чехии стала «Наутилусом»

-4