Вернувшись на следующий день из школы, Маша с удивлением застала дома двоих незнакомцев. Они сидели в зале и бурно обсуждали со Светланой вариант обмена ее квартиры. На столе стояла бутылка дешевой рябиновой настойки, которую мужчины принесли в качестве презента. Они убеждали, что обмен решит проблему огромной задолженности по квартплате, а также позволит семье купить на оставшиеся средства мебель, одежду и все необходимое.
Подобные предложения поступали и ранее и звучали, конечно, заманчиво. Но Маша и Светлана были солидарны, что менять квартиру — это последнее дело. К тому же была велика вероятность натолкнуться на мошенников и вовсе лишиться жилья.
Мужчинам было на вид около тридцати лет. Оба высокие, одетые в черные кожаные куртки и джинсы, внешне они очень походили на бандитов из фильма. Они представились риелторами, но было очевидно, что это черные маклеры, деятельность которых в те годы была в самом расцвете. Такие люди являлись посредниками, они искали неблагополучные и нуждающиеся семьи, обрабатывали их и обманным путем совершали выгодные для себя сделки.
В лучшем случае такие семьи оказывались в комнате семейного общежития или в жилье далеко за городом. Иногда маклеры спаивали зависимых людей и заставляли подписывать документы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. После их попросту выселяли на улицу, пополняя ряды лиц без определенного места жительства.
Чаще всего маклеров информировали работники ЖЭУ, предоставляя списки задолжников по коммунальной плате. Но иногда в роли информаторов выступали соседи или какие-то общие знакомые. Так и вышло в этот раз, мужчины сообщили, что пришли по рекомендации некого Владимира из четвертого подъезда. Для Светланы и Маши этот сосед был малознакомым, так как переехал в дом совсем недавно.
Разговор близился к концу, и в нем чувствовалось отчетливое давление маклеров, они настойчиво уговаривали Светлану согласиться на обмен. Женщина решила не отказывать сразу и взяла время на раздумье. Договорившись о встрече через неделю, Светлана проводила мужчин и закрыла за ними дверь.
Маша скривилась от неприязни, увидев, как мать тут же потянулась к настойке, оставленной маклерами на столе. Открыв бутылку, она наполнила граненый стакан и стала пить мелкими глотками.
— Маш, а может, и правду обменяться? — задумчиво произнесла немного захмелевшая Светлана. — Эти парни предлагали вариант обмена на двухкомнатную в Дорогино с доплатой. Даже свозить показать обещали.
— А где это Дорогино? — откликнулась Маша из кухни.
— Где-то за Искитимом, ехать на электричке часа полтора, — ответила Светлана.
— Ого, как далеко!
— Там зато природа, свежий воздух, речка рядом, — мечтательно продолжила Светлана.
— Да с ними вообще не стоит связываться, у этих парней на лице написано, что они бандиты, — твердо заключила девочка.
Разговор про природу и речку напомнил Маше пионерский лагерь, в котором однажды она провела все летние каникулы. Ей было восемь лет, когда отец предложил Светлане отправить дочерей в детский лагерь имени Бориса Богаткова. Ему как работнику завода две путевки достались бесплатно.
Лагерь, окруженный сосновым лесом, действительно был прекрасным местом для отдыха. Маша помнила великолепные пейзажи с ягодными полянами, порхающими красивыми бабочками и шустрыми ящерицами. С выходом на береговую линию открывалась незабываемая панорама с солнечными бликами на водной глади и летающими стрекозами. Царственную тишину и размеренное спокойствие природы нарушали восторженные взвизгивания и радостный смех детей, плескавшихся в воде.
Атмосфера самого лагеря была неповторимой. Пронзительные звуки горна на рассвете, летние умывальники и утренняя зарядка на свежем воздухе. Торжественные пионерские линейки с общим построением, игры в шахматы в Доме творчества, молодые и веселые пионервожатые. Перед сном страшилки про черную куклу, маньяков и лунатиков, попытки измазать зубной пастой спящих.
Но с особым трепетом Мария вспоминала закрытие сезона в лагере. В этот вечер пионервожатые разжигали огромный костер, яркое пламя которого прорезало ночную мглу и плясало отблесками на темных соснах. Маша находилась на безопасном расстоянии от кострового места, но все равно чувствовала на щеках жар и силу огня. Вожатые пели под гитару: про пионеров, верных друзей и первую любовь.
Но несмотря на всю прелесть и романтику лагеря, девочка чувствовала себя тогда очень одиноко. Машу за все лето ни разу никто не навестил, тогда как к другим детям родители и родственники приезжали каждую неделю. Сестра была в другом отряде, а с девочками из своего Маше подружиться так и не удалось. Они игнорировали ее, а она предпочитала держаться в стороне. Часто уходила на дальние ворота лагеря, чтобы украдкой смахнуть набегающие слезы и побыть в одиночестве. Время школьных каникул всегда казалось Маше долгим, но в то лето оно было просто бесконечным... (глава 31. Основано на реальных событиях)
Читать с начала >>>
Читать продолжение >>>
Скачать книгу "Паровоз из прошлого"