На днях меня спросили, верно ли утверждение, «что человека нельзя обидеть, человек может обидеться только сам?». Очень хороший вопрос! И, действительно, это так, однако есть «небольшое» НО.
Например, вам нагрубил продавец на кассе супермаркета и у вас испортилось настроение.
Испортившееся настроение может проявиться, например, в виде обиды или злости на продавца, что не так что то сказал, или обиды/злости на себя, что не ответил на грубость и т. п.
Суть в том, что между словами продавца и испортившимся настроением есть ВОСПРИЯТИЕ этих слов.
Согласно когнитивной модели, лежащей в основе когнитивно-поведенческой терапии, «эмоции и поведение людей зависят от восприятия ими различных жизненных обстоятельств. Не события сами по себе определяют самочувствие людей, а способ, которым они их истолковывают».
А на восприятие, в своею очередь, влияют определенные глубинные убеждения человека, которые могут быть самые различные. Например, возвращаясь в примеру выше, у покупателя может быть глубинное убеждения, что ему «все должны и обязаны все делать идеально», соответственно, он может воспринимать (интерпретировать) даже любую интонацию в голосе или слово продавца, как «не идеальное» отношение к себе, как к покупателю, в результате чего может разозлиться как на продавца, так и на себя.
Таким образом, если говорить «формально», обидеться человек может только сам, однако это не значит, что человек вообще не должен обижаться.
Как раз игнорирование своей обиды может привести к серьезным последствиям, как со стороны психики, так и со стороны физического состояния организма (психосоматику никто не отменял).
Будет интересно узнать отслеживаете ли вы причины свой обиды ?!
В моем аккаунте Инстаграм я тоже писал про обиду, кому интересно, переходите туда, подписывайтесь, там тоже я публикую много чего интересного!
Кому данная статья была полезна, ставьте отметку "Нравится" и подписывайтесь на мой канал.