Компании поняли, что без доверия невозможно строить бизнес
С начала выхода в удаленный формат компании разделились на два полюса. Одни ставили системы контроля — когда сотрудник вошел в компьютер, сколько кликов он сделал, когда вышел. Эти компании играли «в догонялки» с персоналом — кто кого переконтролирует и перехитрит. На это уходили горы ресурсов.
Вторая группа компаний сразу поняла, что доверие растит ответственность. Что ситуация требует гибкости с точки зрения графика рабочего дня, разделения работы и быта. И тут начали происходить чудеса. Доверие и соучастие окрыляло, позволяло достигать результатов, которые казались невозможными. Через некоторое время компании с гиперконтролем стали терять сотрудников, а доверяющие — приобретать.
Но у медали две стороны. Гиперответственные сотрудники стали делать для своей компании как можно больше, работая иногда по 10—12 часов в сутки. Они начали выгорать, болеть, исчез баланс работы и личной жизни. В этой ситуации стала видна еще одна интересная тенденция — некоторые компании начали нанимать для своих сотрудников психотерапевтов, врачей, различных консультантов. Бизнесу дешевле помочь сотруднику не выгореть, чем искать и обучать нового, когда опытный уволится, а перед этим будет неэффективен.
Изменились потребности рынка труда
2020 год создал дефицит некоторых специалистов. Например, по информационной безопасности. По прогнозам, к 2025 году мировой дефицит специалистов по ИБ составит более 3,5 млн человек.
Закрытость границ «вывезла» мигрантов и обнажила дефицит сотрудников на стройках, в сфере обслуживания и т.п. Там резко выросли зарплаты — в надежде, что местные жители пойдут на освободившиеся рабочие места, а вот нет… Непрестижные профессии так и остались в ожидании возврата мигрантов. Эту проблему сейчас решают большинство строительных компаний, производств, ритейла.
Из материалов журнала «Директор по персоналу»