Найти тему
Marga: просто история

Лев Толстой без штанов: как покусились на мэтра

"Как без штанов?! Кто без штанов?!", - возмущалась шокированная публика. Появление Льва Толстого, который при жизни стал практически легендой, в таком скандальном виде...Да еще и на картине! На картине, выставленной, можно сказать, в центре столицы, да среди бела дня! Подходи и смотри на цвет русской нации в таком неподобающем образе...Что поделать, оголенные мужские ноги выставлять на всеобщий обзор было как-то непринято. Ни в реальности, ни в изобразительном искусстве, если дело, конечно, не касалось высокого стиля...Но Толстой в рубахе, едва прикрывавшей достоинство светила русской литературы, был удивительно плотским и жизненным, и в классические рамки вписываться не желал.

История эта началась с того, что в 1903 году на выставке Санкт-Петербургского общества художников, размещенной в "Пассаже", что на Невском проспекте, появилась картина Наркиза Бунина с весьма безобидным названием "Рыбная ловля".

Художник этот, хотя и не относился к категории мастеров "высшей гильдии", успел зарекомендовать себя. Соединяя военную службу и увлечение рисованием, он к 1900 году дослужился до полковника, и, параллельно окончив вольнослушателем Императорскую академию художеств, стал известен как художник-баталист. В общем, гордо нес свое звание, являя на свет образы фельдфебелей, капитанов, трубачей, часовых, да сцены из военной жизни.

Капитан и штаб-трубач гвардейской конной артиллерии в поле на практических стрельбах. худ. Наркиз Бунин. 1892 г. Источник: WikiCommons
Капитан и штаб-трубач гвардейской конной артиллерии в поле на практических стрельбах. худ. Наркиз Бунин. 1892 г. Источник: WikiCommons

Такие полотна своих почитателей, безусловно, имели, но широких общественных дискуссий не вызывали. Впрочем, помимо выраженного предпочтения армейской жизни, имелись у Бунина еще две черты: определенное чувство юмора, и, кажется, великое самомнение. В конце концов, для того, чтобы изобразить мэтра русской литературы в несколько неизящном образе, нужен определенный склад характера. Оттого и появлялись в его коллекции картины, подобные этой:

Незваные критики. худ. Наркиз Бунин. 1884 г.
Незваные критики. худ. Наркиз Бунин. 1884 г.

Считается, что полотно Бунина стало своеобразной отсылкой к картине Ильи Репина, написанной в 1901 году, на которой Лев Толстой был изображен в "бренных лохмотьях" и босиком. Такой образ, по мнению Репина, должен был нести глубокую идею: ничто внешнее, наносное, не затемнит, не прикроет той "грандиозной личности", которой являлся писатель. "Несомненный властелин", умеющий создавать невероятную "духовную атмосферу", "Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп", (это я все цитатами из самого Репина балуюсь) отреагировал на репинский труд так:

"Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны."
Л.Н. Толстой босой. худ. И.Е. Репин, 1901 г. Источник: виртуальный Русский музей
Л.Н. Толстой босой. худ. И.Е. Репин, 1901 г. Источник: виртуальный Русский музей

Наркиз Бунин, впрочем, решил продолжить дело по раздеванию писателя, и возникла "Рыбная ловля":

Рыбная ловля, худ. Наркиз Бунин, 1903 г. Источник: WikiCommons
Рыбная ловля, худ. Наркиз Бунин, 1903 г. Источник: WikiCommons

Среди голоногих рыбаков современниками также были опознаны сам Илья Репин, Антон Чехов и Владимир Короленко. Не спрашивайте меня, как по этой выразительной спине в бледно-розовой рубахе и другим, менее скрытым частям тела, можно опознать писателя Короленко: этого я действительно не знаю. Но современники на то и были современниками, им виднее. Между тем, изображение этих троих общество задело в меньшей степени. Шум был поднят по поводу Толстого:

"Нашелся художник, который лишил на своей картине Толстого того, что Репин все-таки не решился снять с великого писателя".
"Что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины".*

Журналисты спорили в остроумии, описывая скандальных "Рыбаков", Лев Львович, сын Толстого, лично зашел на выставку и пребывал в гневе, обдумывая методы воздействия на дирекцию и Наркиза Бунина лично, некий господин Любошиц пошел дальше: стоя перед картиной, он выхватил карандаш и написал слово "мерзость":

Рыбная ловля, худ. Наркиз Бунин, 1903 г. С комментарием г. Любошица.
Рыбная ловля, худ. Наркиз Бунин, 1903 г. С комментарием г. Любошица.

Испорченную картину сняли, Любошица ожидаемо задержали, несмотря на его бурное изъявление чувств:

"Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!"

Инцидент попал в газеты и выставка приобрела невероятную популярность: более тысячи человек посетили ее на следующий день после широкого жеста Любошица. Впрочем, все заинтересованные опоздали: голоногий Толстой больше не был доступен для обозрения. Оставалось довольствоваться лишь информацией и дебатами, основанными на слухах и сплетнях: обсуждалось все, от предполагаемого символического значения (не ловцом ли душ человеческих изображен Толстой?) до вкусовых пристрастий писателя (ел ли он рыбу? а если не ел, то зачем ловил?).

Фрагмент картины "Рыбная ловля", худ. Наркиз Бунин, 1903 г. Источник: WikiCommons
Фрагмент картины "Рыбная ловля", худ. Наркиз Бунин, 1903 г. Источник: WikiCommons

Виновник скандала, Наркиз Бунин, так отреагировал на него:

"Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого."

А Лев Толстой был более скромен:

"- Видали вы картину Бунина? - спросил я.
- Видал на снимке.
- Ну, что скажите?
- Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему..."

Вскоре скандал утих, картина исчезла и лишь спустя годы объявилась в США, Наркиз Бунин более столь шокирующих полотен не писал, Лев Толстой продолжил смотреть на жизнь философски, а Любошица приговорили к 6 дням ареста за хулиганство, кои он успешно и отбыл.

*Источник цитат здесь.