Мы с вами обсудили, какие права есть у нас, как у пациентов и как можно защититься от хамства медицинских работников. Но бывают случаи, и они не редкость, когда воздействовать “мирными” способами не выходит. Тогда надо идти дальше, а мы не сдаемся, и писать жалобу.
В каких случаях пишут жалобы на врачей
Как правило, жалоба имеет место и право быть в таких случаях:
- несвоевременная помощь больному;
- ошибка в диагнозе;
- отказ в помощи больному;
- халатность;
- ошибочное назначение лекарства;
- ухудшение здоровья больного в результате исполнения рекомендаций
- врача;
- ошибка хирурга при операции;
- излишние расходы на ненужные лекарства;
- некорректность, грубость, хамство.
Во всех других случаях, когда имеет место смерть, существенный вред
здоровью, вымогательство взятки, шантаж, угрозы следует писать не жалобу,
а заявление о совершении преступления и не в административные органы, а в правоохранительные, т. е. полицию и прокуратуру.
Важные моменты в процессе написания жалобы
Итак, мы пишем жалобу! Что важно в этом процессе?
Моральное состояние
Поверьте, это имеет архиважнейшее значение!
Все что вы делаете в жизни, вы должны делать бестрепетной рукой. Даже если просто режете хлебушек. Тем более если пишете жалобу. Видите ли, у многих из нас, особенно у самопровозглашенных интеллигентов, имеется не оформленное до конца представление, что писать жалобы – занятие нехорошее, гнусное, подлое.
Жалобы – они же доносы, кляузы, поклепы, клевета… Хорошее дело плохим словом не назовут. Ага, а как вам слово, например, маузер? Звучит ничего, а ведь он убивает. Жалоба тоже может убить, но это нужно очень постараться.
Одно время такие настроения даже насаждались. Помните замечательный советский мультик «Сказка о потерянном времени»? Чем там занимались злые волшебники? А писали жалобы.
На самом деле, жалоба – это очень хорошо. Почему? Но ведь мы никогда не пишем жалобы на кого-нибудь маленького и слабого. Жалобы пишут на сильных (в смысле облеченных полномочиями), но неправых. На тех, кто пользуется своим положением, чтобы ущемить наши права, унизить нас, причинить нам вред, нажиться на нас.
И вот представьте, врач, пользуясь своим положением, заставляет вас покупать аналог дешевого лекарства втридорога (допустим, он имеет с этого процент). А вы хотите дешевое лекарство задешево. Вы пишете жалобу. А он вам говорит: что же ты делаешь? Стыдись! Ведь жалоба – это плохо! Естественно вы скажете, – а то, что ты делаешь, дорогой товарищ, это хорошо? Конечно же, преступнику, использующему свою власть против беззащитных граждан выгодно, чтобы эти граждане молчали в тряпочку! Итак, жалоба это прекрасно. Писать жалобы – древнее искусство.
Реквизиты
Укажите ваши реквизиты. Адрес, телефон. Напишите также, чтобы вам позвонили на ваш номер, когда прийти за ответом.
Содержание
Здесь есть проблема. Вот хорошо писать жалобы на ментов. Просто пишешь, кто чего сделал, и кто, сколько выпил, и все в порядке. В случае с врачами… Они же грамотные все. Желательно хотя бы в общих чертах представлять, о чем пойдет речь в вашей жалобе. А то ведь, знаете, как может быть? Вдруг ваш обидчик прав, а вы нет? Поэтому желательно предварительно проконсультироваться со знакомым врачом.
Целеполагание
Вы непременно должны определиться, чего именно вы хотите, от того, кому пишете жалобу. Не ограничивайтесь расплывчатыми пожеланиями типа – навести порядок, восстановить законность, защитить права… Будьте конкретны – выдать мне то-то, назначить дополнительное исследование того-то, наказать такого-то так-то. Кстати о наказаниях, законодательство предусматривает следующие виды ответственности:
- дисциплинарная,
- гражданско-правовая,
- административная,
- уголовная.
Объем
Чем меньше жалоба, тем больше шанс, что ее вообще прочитают, тем более внимательно. Максимальный объем жалобы – два листа. Больше писать нет смысла.
Самое главное – кому писать жалобу
Вы должны знать структуру медучреждения, в рамках которого собираетесь действовать. В первую голову пишете непосредственному начальнику виновника торжества, т. е. того хамла, которое вас обхамило, или того хапуги, который вас обобрал. Дайте время – неделю на реакцию. Потом зайдите поговорить. Будьте корректны. Употребляйте выражения типа «мне бы хотелось», «не могли бы вы», подкидывайте леща, насчет справедливости данного начальства.
И лишь когда вы убедитесь, что удовлетворять вашу жалобу не собираются, и даже компромисса не предлагают. Что ж тогда можно двигаться дальше. Допустим, на младший персонал следует жаловаться врачу, на врача – завотделения, на завотделения – главврачу больницы, на главврача – в здравотдел местной администрации, ну а после этого – прямо в Министерство Здравоохранения.
Если вы имеете время и вдохновение – можно параллельно обращаться в районную прокуратуру. Но для этого нарушение ваших прав должно быть достаточно масштабным, чтобы не было стыдно беспокоить уважаемых людей всякой чепухой.
Если вы лицезреете в медучреждении нарушение финансовой дисциплины и вам от этого больно. Не стесняйтесь, пишите сразу в ФНС и Казначейство. Если видите бардак, грязь и антисанитарию – пишите в Санэпидстанцию - вам будут благодарны.
Если вы желаете поиметь с медучреждения кругленькую сумму, то без жалобы в суд никак не обойтись. Но у суда к такого рода документам строгие требования, так что не пытайтесь сами – обратитесь к адвокату.
Вообще писать жалобы – дело беспроигрышное. Если и не выйдет сделать по-своему, так хоть крови попьете.
Структура жалобы
Какие атрибуты обязательны для жалобы:
- Шапка. В правой части листа пишем в столбик примерно на третьей части страницы. Указываем орган (должность), куда (кому) подаем жалобу, и информацию о себе – имя, адрес, телефон.
- Название документа – как правило, это Жалоба.
- Основная часть. Пишем обстоятельства нарушения, доказательства нарушения, кто нарушил ваши права. Хорошо бы также сослаться на закон, который нарушен.
- И наконец, заключение. В этой часть излагаем чего мы хотим.
Ах, да! Еще одно! Коммуникация! Как отправить нашу жалобу?
Есть куча способов! Можно отправить по почте (непременно заказным) письмом, а можно и по электронной почте, есть специальная форма для заполнения на сайте Минздрава для обращения граждан. Можно записаться на прием в Минздрав и подать жалобу с приема. Или просто рассказать на приеме о своих проблемах. Допускается также обращение с жалобой по специальному телефону для обращения или по горячей линии.
Но вот что еще необходимо помнить. Эти самые врачи бывают крайне злопамятными и, при случае могут отомстить. Это может показаться диким, но, во избежание последствий, во-первых, пишите жалобы только в крайнем случае, если по-другому не получается. И, во-вторых, – постарайтесь, в дальнейшем, не иметь дела с тем, на кого писали жалобу.