ПОЛИНА ГАГАРИНА и ВАНЯ ДМИТРИЕНКО на разогреве у хора с хутора в псковской глубинке, которому всего две недели от роду? Вот уж, действительно, в клубе «ФЕНИКС» произошла «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА».
И случилось это 1 июня, когда «ФЕНИКС» вышел на главную российскую сцену Дня защиты детей в московском ПАРКЕ ГОРЬКОГО и в неравной борьбе с прославленными музыкальными коллективами из разных концов страны отхватил почётное третье место.
Рассказываем, как это было.
«Звук поставим на всю»
«…Пока это звучит откровенно плохо!» – «президент» знаменитой «Республики KIDS», создатель фестиваля «Поколение NEXT» Евгений Орлов хмурился заодно с московскими небесами.
Столичное небо грозило пролиться на гостей с Северо-Запада холодным майским дождём, а продюсер «Битвы хоров», похоже, был готов метать в них громы и молнии.
«Пойте!», «Громче!» - сердился он на конкурсантов из Псковской области, которые уже успели замёрзнуть в фирменных футболках клуба «Феникс», пока ждали своей очереди порепетировать на главной сцене «Большой перемены», и наверняка теперь жалели, что полночи не могли угомониться в монастырском хостеле, остывая от первых столичных впечатлений, вместо того, чтобы хорошенько выспаться перед спевкой в Парке Горького.
Хотя минувшую ночь тоже можно считать репетицией, потому что гастролёры из Псковской области провели её строго по тексту песни «Юность» группы Dabro, которую они выбрали для своего выступления в Москве:
Мы снова не спим, пока весь город спит.
И я знаю одно - наше время летит…
Звук поставим на всю и соседи не спят.
Кто под нами внизу, вы простите меня.
А потом о любви говорить до утра.
Это юность моя, это юность моя…
Однако холодным утром 31 мая эта «Юность» в исполнении псковичей Москву не впечатлила.
Другие шесть хоров, глядя на продрогших псковичей, которые с утра пораньше тестировали московские микрофоны, даже и не подумали переодеваться для генеральной репетиции в свои концертные костюмы. А когда они начали один за другим выходить на ту же сцену, то заставили приуныть даже самых ярых псковских болельщиков.
То были сплошь прославленные музыкальные коллективы, иные с 25-летней профессиональной историей, воспитавшие победителей шоу «Голос» и сами неоднократно отмеченные дипломами всероссийских конкурсов.
Казалось, участь хористов из «Феникса» предрешена. Где уж созданному всего за две недели хору тягаться с такими монстрами.
Друг клуба «Феникс», художественный руководитель питерского детского хора «Территория» Алина Виардо подбадривала псковичей, как могла, но по выражению её лица было слишком заметно, что она тоже недовольна своими протеже.
Складывалось впечатление, что это её придётся утешать, если «Феникс» не займёт никакого места, а не руководителя псковского хора «ЛаккиЛайк» Анну Казимир, которая несмотря ни на что сохраняла присутствие духа и жёстко командовала своим озябшим, переутомившимся подопечным: «Собрались! Максимально интонируем!»
А тут ещё привезённая из Пскова электрогитара, как назло, не захотела «дружить» с московской аппаратурой…
Того и гляди, псковичей с позором отправят восвояси. Но наши не сдавались и из последних сил старались перекричать Евгения Орлова.
И это им удалось. Орлов понаблюдал, как псковичи отчаянно рвут глотки, заявляя своё право участвовать во всероссийской «Битве хоров», и всё-таки поверил, что они не подведут. Что у них получится «громко».
«Не зная боли, не зная слёз»
И действительно, всего через несколько часов эти же псковские дети ка-а-ак огласили Центр творческого развития «Республика KIDS» своим троекратным «Христос воскресе – воистину воскресе!», что у Евгения Орлова чуть уши не заложило.
Поэтому когда они наконец согрелись и перехватили инициативу, то неожиданно оказались такими громкими, что создатель «Республики KIDS» тоже потеплел и захотел лично провести для них экскурсию по своему Центру творческого развития.
Он рассказал им, как самолично построил макет этого центра из конструктора «Лего», показал им «единственный в мире дуб, который раздаёт вай-фай», а также спрятанные в разных местах помещения фигурки кошек, пригласил расписаться на стене и познакомил со своим другом «Вадиком», который играл на рояле Баха в репетиционном зале с чёрным задником.
Чёрные стены этого зала вдруг напомнили заскучавшему по родному дому архимандриту Марку «богом зданные пещеры», а в «Вадике» псковичи признали певца Вадима Азарха, который засветился в шоу «Голос».
Оказалось, что тридцать с лишним лет назад Вадик уехал в Лондон вместо того, чтобы петь дуэтом с Агутиным «Не зная боли, не зная слёз, он шёл за ней в неволе у шипов этих роз…»
В итоге песню «Аэропорты» вместе с Агутиным спел Пресняков, а Вадик теперь наездами из Лондона преподаёт в «Республике KIDS».
Сохраняя традиции
Рассказывая псковичам, какие в «Республике KIDS» ещё тусуются знаменитости и как замечательно они умеют проводить время, распевая все вместе свои любимые песни, Евгений Орлов вдруг начал сожалеть, что такое уже редко где увидишь.
Мол, современные люди только и умеют, что собраться у кого-нибудь на даче, нажарить шашлыков – «А дальше-то что?..»
Растерял народ свои традиции, взялся пенять завсегдатаям музыкальных вечеринок на «Хлебном хуторе» столичный шоумен – нет, дескать, чтобы, как встарь: попеть, поплясать, поиграть на гитарах…
Тогда отец Марк объяснил Евгению Орлову, что с традициями в Печорском районе Псковской области всё ок. И что Псково-Печерский монастырь даже выиграл в этом году Президентский грант, который так и называется – «Сохраняя традиции – Сохраним себя».
А реализовывает этот грант монастырь как раз на базе творческого клуба «Феникс», который был создан десять лет назад именно для того, чтобы поддерживать у подрастающего поколения тягу к прекрасному и воспитывать у них вкус к содержательному времяпрепровождению под хорошую музыку. Причём они учатся творить эту музыку своими руками.
А ещё архимандрит Марк рассказал москвичам и лондонцам, что для летнего творческого лагеря, который открылся в деревне Сорокино Печорского района Псковской области, там создано творческое пространство не хуже, чем в «Республике KIDS». Потому что на этом удивительном хуторе в псковской глубинке есть и репетиционные залы, и несколько специально оборудованных сценических площадок, и кошки, и даже верблюд.
Евгению Орлову осталось только удивиться и страстно захотеть на «Хлебный хутор».
Танцуют все!
Тем временем в «Республику KIDS» начали прибывать участники остальных шести хоров, которые приехали на московскую «битву». Так что воспитанники «Феникса» не успели перевести дух, как организаторы состязания начали репетировать с ними «открывашку» и «закрывашку» – две песни, которые все семь хоров готовились исполнить 1 июня вместе: одну – перед началом состязания, другую – после.
Эта репетиция затянулась допоздна и потребовала от юных псковских артистов ещё больше собранности, выносливости и умения схватывать на лету. Но делегаты из Псковской области не подвели своих наставников, потому что за предшествующие тому две недели уже привыкли работать на износ.
Ведь им приходилось каждый день по несколько часов репетировать в Паломническом центре Псково-Печерского монастыря, чтобы за рекордно короткий срок не просто выучить четыре новые песни, а стать единым целым.
Хореограф «Республики KIDS» тоже очень быстро нашёл с птенцами «Феникса» общий язык. Ну не зря же они накануне отъезда в Москву двое суток провели в танцевальном клубе «Хоть отбавляй», где их тренировал псковская звезда брейк-данса Ваня Андреев.
Поэтому уже в Центре творческого развития Евгения Орлова всем организаторам «Битвы хоров» стало ясно, что воспитанники «Феникса» умеют работать так же профессионально, как и участники других, гораздо более опытных, хоров, и раньше времени ни за что не захотят сдавать позиции.
В главном – единство!
Разумеется, этому немало поспособствовала сплочённость клуба «Феникс» («в главном – единство») и чувство локтя, которое наставники воспитывали у своих подопечных годами, приучая их (в том числе собственным примером) поддерживать друг дружку и болеть за общее дело.
И конечно, Псково-Печерский монастырь позаботился о том, чтобы у новоиспечённых хористов «Феникса» были лучшие преподаватели, начиная с солистки группы «Красивая» Анны Казимир, которая взяла на себя труд в считанные дни создать из таких разных фениксовских творческих индивидуальностей единый музыкальный организм, способный потягаться с маститыми детскими хорами из других регионов на одной из лучших площадок страны.
Анна вела воспитанников «Феникса» к московскому конкурсу железной рукой, и всё время столичных гастролей поддерживала в хоре такую строгую дисциплину, что взрослые сопровождающие – и те побаивались с ней спорить.
Наставники клуба «Феникс» Василиса Паринкина и Игорь Милехин, а вместе с ними музыкант группы «Красивая» Павел Самсонов тоже впряглись в эту работу, не жалея сил.
Игорю накануне «Битвы хоров» даже пришлось сбрить бороду, чтобы не «светить» ею на сцене во время выступления псково-печерского детского хора, которое снимали несколько центральных телеканалов, одновременно транслируя это действо на большой экран.
Соответственно, вечером накануне решающего дня все псковские участники предстоящей «Битвы хоров» были уже измотаны до предела, но сохраняли боевой настрой и до последнего не подавали виду, что они устали или проголодались.
Всё лучшее - детям
«А за ваше участие в «Битве хоров» кто заплатил?» - спросили мы коллег из Челябинска. - «Никто. Сами родители». – «Это ж во сколько им обошлось снарядить на конкурс в Москву каждого ребёнка, учитывая авиаперелёт туда-обратно?» - ахнули мы. - «Чего не сделаешь для таких замечательных детей».
Вот так же и братия Псково-Печерского монастыря, наверное, рассудила: чего не сделаешь для таких талантливых детей! Поэтому монастырь взял на себя все расходы по участию хора клуба «Феникс» в «Большой перемене».
А дальше всё получилось само собой.
Например, выяснилось, что псково-печерский детский хор «ЛаккиЛайк» будет открывать и первый, и второй туры «Битвы хоров». А перед началом этой эпической битвы на сцену в Парке Горького выйдет сама Полина Гагарина.
«Ну ничего себе, кто у нас сегодня на разогреве!» - шутил президент клуба «Феникс» Александр Бушуев, стараясь подбодрить своих воспитанников.
Но, кажется, они в этот знаменательный день (День защиты детей) и сами кого хочешь могли подбодрить.
Хотя представление началось далеко за полдень, а встали они спозаранку, наспех перекусили и несколько часов тщательно приводили себя в концертный вид. Да так расстарались, что некоторых псковских певцов было 1 июня не узнать – какие они стали красивые (московские звёзды, и правда, годились им только для подтанцовки).
Песня-открывашка «Битвы хоров» («Команда») помогла псковичам ещё больше собраться, ещё больше настроиться на правильный лад:
Мы верим и мечтаем.
Мы там, где нас так ждали.
Где на семи ветрах.
Один мотив в сердцах.
Через тернии и прямо к звездам.
Выше так же так легко и просто.
Мы начнем и только побеждаем.
Если падаем, то вновь взлетаем…
И вот уже на большом экране начали показывать видеовизитку хора клуба «Феникс» с девизом, который теперь знает вся страна («В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём – любовь!»), а участники «ЛаккиЛайк» выходят на сцену…
Во всём – любовь!
Как уже было сказано, для первого тура наставники выбрали для них песню группы Dabro «Юность».
И прозвучала она, как и хотел Евгений Орлов, громко! Очень громко!
Потом пели ещё шесть хоров. Некоторые нереально красиво – хоть сейчас на шоу «Голос», но тон в этой битве всё равно задали псковичи.
Не зря же за сценой ведущий «Битвы хоров» Михаил Андриенко потом сказал им, что ему не так уж часто приходится видеть у выступающих такие горящие глаза, какие были у хористов из «Феникса».
По его словам, другие коллективы выходили на это состязание, «как на работу» и только псковичи – «как на удовольствие».
«Ты стал счастливейшим из людей»
Перед вторым туром «Битвы хоров» публику разогревал Ваня Дмитриенко и врубил такой инфразвук, что громче уже некуда.
Тем милее было после него послушать песню Аллы Пугачёвой «Сто друзей», которая как будто нарочно написана для клуба «Феникс»:
Ты стал счастливейшим из людей:
Есть у тебя верных сто друзей.
Эй, ты слышишь, наш сто первый друг,
Есть у нас надёжных сотни рук.
Поскорей к нам иди и друзей приводи,
Не имей сто рублей, а имей сто друзей…
Пока со сцены звучала эта бессмертная песня, взрослая группа поддержка псковских участников организовала в «зале» танцпол:
И снова у псковичей всё получилось.
…Спустя всего несколько минут московские журналисты начали интервьюировать юных псковских артистов за сценой: каковы, мол, ваши впечатления, собираетесь дальше делать музыкальную карьеру или нет?..
Воспитанники «Феникса» говорили, что испытывают одновременно и радость, и шок, что выступление на такой большой сцене «взорвало им мозг» и что им, конечно же, хочется заниматься музыкой и дальше, чтобы стать ещё ближе к звёздам:
«Нам всем было тяжело, но мы справились. Мы смогли преодолеть свою гордость, свою злость», - сказала Настя Овсянникова и от души поблагодарила всех, кто помог ей испытать такие сильные эмоции.
«И опыт, сын ошибок трудных»
Когда пришло время называть победителей, ведущий сначала попробовал выяснить у публики, какой из хоров ей больше понравился.
Поверьте, «хор из Псково-Печерской лавры», как Михаил Андриенко его назвал, отхватил порцию самых бурных аплодисментов и криков браво, уступив «приз зрительских симпатий», пожалуй, только Рязани.
Но победила в этом состязании Калуга.
Хор Алины Виардо «Территория» взял диплом второй степени, а «ЛаккиЛайк» – третей.
Обсуждая вечером итоги «Битвы хоров» с Алиной Виардо, наставники псково-печерского хора Анна Казимир, Павел Самсонов, Игорь Милехин и Василиса Паринкина сошлись на том, что для конкурсантов из Псковской области участие в этом состязании стало хорошей «прокачкой».
Причём не только воспитанники «Феникса» как следует «прокачали» свои скиллы. Их наставники сознались, что и сами во время этой битвы многому поучились. Ведь выход на такую высокую сцену – это потрясающий опыт для всех.
«Это закалка», - подтвердил архимандрит Марк. И хотя он считает, что для участия в «Битве хоров» «Фениксу» пришлось отклониться от своего магистрального маршрута, потому что вообще-то этот клуб создавался любителями рока для того, чтобы отучать детей от попсы и прививать им вкус к серьёзной музыке, такая встряска в любом случае пойдёт им на пользу.
Ведь дети оказались в очень непростой ситуации: им пришлось выступать на одной сцене со звёздами всероссийской величины и состязаться с коллективами, которые заведомо были сильнее. Но они справились со стрессом и показали максимально хороший результат, что, по мнению батюшки, позволит им выйти на новый уровень.
Отец Марк теперь даже подумывает, а не свозить ли воспитанников «Феникса» на какой-нибудь всероссийский рок-фестиваль. А может, даже на фестиваль к зарубежным рокерам…
Президент клуба «Феникс» Александр Бушуев тоже от всей души поздравил своих подопечных с призовым третьим местом на «Битве хоров».
Кроме того, он поблагодарил игумена Тихона и братию Псково-Печерского монастыря за то, что для этой поездки они предоставили хору клуба «Феникс» комфортабельный автобус и помогли им разместиться в московском хостеле Сретенского монастыря, а также организовали для них бесплатное питание в монастырской трапезной и приставили к юным гастролёрам профессионального медицинского работника Антонину Геннадьевну Хромову, которая повсюду ходила за ними по пятам с огромной сумкой лекарств, предупреждая каждый их чих.
«В результате наши дети не только первый раз побывали в Москве, посмотрели Красную площадь и кремль, но ещё и смогли достойно выступить на фестивале «Большая перемена». - сказал Александр Бушуев. - Я надеюсь, что впечатления от этой поездки сохраняться у них на всю жизнь».
Время первых
«Наверное, со стороны это кажется экзотикой: монастырь – и вдруг поддерживает детский музыкальный клуб, - объяснял архимандрит Псково-Печерского монастыря Марк московским журналистам. – Ведь обычно при церквях или монастырях действуют какие-нибудь военно-патриотические молодёжные организации или детские спортивные клубы. А у нас клуб, в котором дети разучивают рок, фолк и западно-европейскую средневековую музыку, а также поют классические эстрадные песни.
Но мы подумали, а почему бы и нет. Почему бы православным детям из Печор и Пскова не зажечь и не спеть вслед за Аллой Пугачёвой «не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Пускай мы станем в этой околоцерковной деятельности первопроходцами! Ведь в главном, то есть, в вере, мы всё равно за единство, и только во второстепенном, то есть в творчестве, за свободу. И во всём – за любовь!»