Найти тему
Вижу красоту

Рюи Блаз: «Крова не имел – зато имел свободу!»

Друзья, хочу вновь вспомнить 2019 год. Он был для меня особенно творческим. На основе коллекции советского фарфора Государственного музея керамики в Кусково я подготовил он-лайн выставку в рамках объявленного Года театра в России. Всем на радость она по-прежнему доступна в сети по адресу: kuskovo.museum-online.moscow

Сегодня же хочу акцентировать ваше внимание на произведении Асты Давыдовны Бржезицкой – скульптуре 1973 года «Народный артист СССР М.И. Царёв в пьесе “Рюи Блаз”».

Аста Бржезицкая. Скульптурная группа «Народный артист СССР М.И. Царёв в пьесе “Рюи Блаз”». 1973. Дулёво. Высота 27,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13608. Госкаталог: 13975457. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная группа «Народный артист СССР М.И. Царёв в пьесе “Рюи Блаз”». 1973. Дулёво. Высота 27,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13608. Госкаталог: 13975457. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Скульптура была создана к 70-летию Народного артиста СССР Михаила Ивановича Царева (18 ноября 1903 – 10 ноября 1987).

-3

Благодаря сохранившемуся в личном архиве Асты Давыдовны Бржезицкой письму из Малого театра СССР, мы узнаём о том, что скульптура была преподнесена как личный подарок ко дню рождения актёра. В музейных фондах Малого театра такой скульптуры нет.

-4
24 декабря 1973 года.
Уважаемая аста Давыдовна!
Сердечно благодаря Вас за подарок к моему дню рождения.
Прекрасно выполненная статуэтка воскресила в памяти ушедшие году и одну из любимых ролей.
Ещё раз душевно благодарю.
Директор Малого театра
народный артист СССР
Герой социалистического труда
М. Царёв

«Диафильм» 1975 года «В постановке скульптора Асты Бржезицкой» сообщает важный комментарий: Рюи Блаз и дон Сезар де Базан – Михаил Царёв.

В спектакле Малого театра «Рюи Блаз» М. Царёв играл дон Сезара де Базана. Готовя свою композицию к юбилею актёра, Бржезицкая предложила ему «исполнить» дополнительно ещё и заглавную роль.

«Диафильм» 1980 года «Народный артист СССР Михаил Царёв» позволяет увидеть фотографию актёра 1949 года.

Блистательным характерным актёром предстал перед зрителем Царёв в роли дона Сезара де Базана из драмы Гюго «Рюи Блаз».
Источник: https://www.maly.ru/news/770
Источник: https://www.maly.ru/news/770
Максимова В. Михаил Царёв // «Малый театр 1917-1974 года».
Когда-то в юности, ещё в школе Русской драмы, вразрез с общим мнением, один из педагогов предсказал романтическому юноше Царёву славу знаменитого комика Варламова. Тогда это прозвучало парадоксом. Судьба, казалось бы, прочно повела по другой стезе. Но вот в 40-е годы Царёв сыграл Сезара де Базана в «Рюи Блазе» В. Гюго.
Этот беспечный и жизнерадостный оборванец, бродяга-бунтарь, в котором время от времени проступали порода и изящество бывшего гранда Испании, привносил в спектакль атмосферу особого веселья, беспечность неистребимого жизнелюбия. Потерявший все родовые привилегии, Дон Сезар обрёл единственное сокровище – ему открылась прелесть естественной и вольной жизни. В нём самом бродила и переливалась вольность, богатство многих состояний и оттенков. Царёв играл фламандски сочно, безоглядно щедро. Играл смеясь. «Необозримые» монологи Гюго преодолевал с головокружительной лёгкостью, обращал в блестящие экспромты, в артистическое откровение. Философия и мудрость его героя – жизнелюба – были абсолютно лишены назидания и скуки. Царёв создавал национальный характер «гордого испанца», добровольно избравшего нищий и вольный удел, сохранившего в неприкосновенности свою честь, и – вечный тип человека, отбросившего ханжеские условности существования и радостно приветствующего каждый миг бытия.

«Рюи Блаз» — прекрасная классическая пьеса Виктора Гюго, написанная в 1838 году, со всеми атрибутами романтической драмы плаща и шпаги, переодеваний, любви настоящей королевы к слуге — в одежде благородного Дона.

Михаил Царёв впервые сыграл роль Дона Сезара де Базана в Малом театре в сезоне 1948–1949 года.

Аста Бржезицкая. Скульптура «М.И. Царёв в двух ролях: Дона Сезара де Базана и Рюи Блаза». 1973. Дулёво. Высота 36,8 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-902. Госкаталог: 3474773. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «М.И. Царёв в двух ролях: Дона Сезара де Базана и Рюи Блаза». 1973. Дулёво. Высота 36,8 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-902. Госкаталог: 3474773. Источник: goskatalog.ru

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рюи_Блаз

«Рюи Блаз» (фр. Ruy Blas) – романтическая драма в пяти действиях, написанная александрийским стихом, французского писателя, поэта и драматурга Виктора Гюго, написанная в августе 1838 года и опубликованная спустя несколько месяцев.

Автор обращается к старой Испании времён глубочайшего упадка абсолютизма. Действие драмы происходит около 1699 года, при последнем короле Карле II династии Габсбургов, царствование которого явилось периодом полного истощения сил некогда могущественной державы.

Аста Бржезицкая. Скульптура «М.И. Царёв в двух ролях: Дона Сезара де Базана и Рюи Блаза». 1973. Дулёво. Высота 37,4 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-708. Госкаталог: 3474442. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «М.И. Царёв в двух ролях: Дона Сезара де Базана и Рюи Блаза». 1973. Дулёво. Высота 37,4 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-708. Госкаталог: 3474442. Источник: goskatalog.ru

Основной сюжет пьесы строится вокруг интриги, которую задумал министр полиции дон Саллюстий де Базан, чтобы отомстить королеве.

Дон Саллюстий де Базан соблазнил фрейлину королевы и отказывается на ней жениться. Королева с презрением увольняет его и отправляет в изгнание. Дон Саллюстий предлагает своему кузену – дону Сезару де Базану – благородному разбойнику, скрывающемуся от закона – покровительство и деньги в обмен на услугу: тот должен соблазнить королеву. Дон Сезар с возмущением отказывается: хотя он промотал состояние и стал разбойником, но он отказывается оскорбить королеву и женщину. В результате разговора двух кузенов дона Сезара де Базана арестовывают по приказу дона Саллюстия и отправляют на галеры. Один из слуг дона Саллюстия, Рюи Блаз – молодой человек, недавно закончивший университет, как две капли воды похож на его кузена. Дон Саллюстий вводит Рюи Блаза под видом своего кузена дона Сезара де Базана в высшее общество и приказывает слуге добиться расположения королевы. Рюи Блаз, давно и безнадёжно влюблённый в королеву, соглашается.

Аста Бржезицкая. Скульптура «М.И. Царёв в двух ролях: Дона Сезара де Базана и Рюи Блаза». 1973. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «М.И. Царёв в двух ролях: Дона Сезара де Базана и Рюи Блаза». 1973. Музей Дулёвского фарфорового завода

Донья Мария Нейбургская – молодая королева Испании – очень одинока в Мадриде, ей нелегко даётся суровый испанский этикет, она чувствует себя во дворце погребённой заживо. Муж равнодушен к ней уже давно, тем не менее, однажды на своей любимой скамейке в парке она видит букет своих любимых фиалок, напомнивших ей о родном Нейбурге. Королева теряется в догадках, кто может знать в Мадриде о её любимых цветах и кто принёс сюда этот букет, она позволяет себе немного помечтать о молодом незнакомце. И когда королеве представляют дона Сезара де Базана, недавно прибывшего ко двору, королева влюбляется в молодого привлекательного дворянина, назначает его министром, осыпает почестями. На протяжении шести месяцев фаворит королевы успешно занимается политикой и проводит ряд политических реформ, вызывающих одобрение народа и недовольство знати, опасающейся за свои привилегии и богатства. Обо всём происходящем при дворе дону Саллюстию докладывает его приближённый. Выждав необходимое время в изгнании, дон Саллюстий возвращается в Мадрид.

Королева получает письмо якобы от своего возлюбленного с просьбой о помощи. Под покровом ночи Мария покидает дворец, направляясь в особняк де Базана, где её уже поджидает дон Саллюстий и вынужденный присутствовать Рюи Блаз. Дон Саллюстий раскрывает маскарад Рюи Блаза и унижает его. Королева сначала отказывается верить, но Рюи Блаз вынужден подтвердить, что это правда: он согласился присвоить чужое имя, чтобы иметь возможность приблизиться к ней. Дон Саллюстий жестоко насмехается над королевой, ведь она любила слугу, лакея, и угрожает обнародовать её связь, если она не подпишет документы об отречении. Рюи Блаз убивает дона Саллюстия за оскорбление королевы, умоляет Марию простить его и верить в его любовь. Но оскорблённая королева больше не верит ему и собирается уйти. В отчаянии Рюи Блаз принимает яд, спрятанный у него в перстне. В последний момент перед смертью Рюи Блаз видит, как королева склоняется над ним, прощает его и открыто признаётся в своей любви к нему, называя настоящим именем.

Источник: staroeradio.ru/audio/40344
Источник: staroeradio.ru/audio/40344

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив