Зарегистрировать товарный знак может любой, но почему отказы в регистрации - достаточно частое явление? Сегодня расскажу, как избежать отказного решения по заявке, и почему предприниматели сталкиваются с этой проблемой.
Первое, что стоит отметить - человеческий фактор. Никто не застрахован от технических ошибок при оформлении заявки: неверные реквизиты при уплате пошлины или не отмечен пункт назначения из таблицы платежей (указан на сайте Роспатента), или не дали согласие на обработку персональных данных - замечания Роспатента не заставят себя ждать. Но тут не стоит сильно переживать, все эти нюансы можно легко поправить.
В РФ заявитель имеет право оформить заявку не только самостоятельно, но и через своего представителя, либо обратившись к услугам патентного поверенного.
Ну что же, пора подавать заявку. Сделать это можно онлайн через «Госуслуги» либо через сервис «АРМ Регистратор» или лично в пункте приема заявок Федерального института промышленной собственности, расположенного по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1.
Подавая заявку онлайн, вы получаете скидку 30% от государства на уплату пошлин.
Итак, что же является главным секретом регистрации товарного знака? Во-первых, грамотная проверка обозначений по всем ограничениям, которые указаны в законе. Информацию о том, что нельзя регистрировать в качестве товарного знака, вы всегда можете посмотреть в статье 1483 Гражданского кодекса РФ, это и будет вашей шпаргалкой.
Думаю, каждому понятно, что зарегистрировать обозначение «Магазин хлебобулочных изделий» для торговли выпечкой невозможно, потому что монополия на общеупотребительные понятия запрещена законом.
Также стоит быть внимательным с обозначениями, которые могут ввести в заблуждение. Помните, что одно и то же обозначение может быть признано для одних товаров описательным (что также недопустимо), для других - ложным, а для третьих - фантазийным.
Обозначение «ОПЕРЕТТА», например, целесообразно признать описательным в отношении услуг театра оперетты, ложным в отношении услуг театра драмы, фантазийным в отношении товара «духи».
В каждом конкретном случае оценка обозначения производится исходя из восприятия средних потребителей. Если в обозначении обыгрывается какое-либо свойство товара или услуги, которое рядовым потребителем не может быть воспринято как правдоподобное, то отказа по мотиву ложности или введения потребителей в заблуждение не будет.
Так, в решении по товарному знаку «АЕВИТ», зарегистрированному для широкой группы товаров 03 класса МКТУ от косметических и парфюмерных средств до товаров бытового назначения, например, баллона со сжатым воздухом для уборки и удаления пыли и крахмала для придания блеска белью, этот вывод подробно мотивирован.
Конкуренты правообладателя подали возражение в Роспатент, а затем и в суд по основанию «введение потребителей в заблуждение». Но после разбирательств действие товарного знака было оставлено в силе.
Не получится зарегистрировать государственные символы и знаки, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций. Помните историю по поводу Chinaexport (CE)/ “экспортировано из Китая”, и знака CE — соответствия стандартам качества Евросоюза. Это как раз тот случай.
Выбирая обозначение, необходимо помнить о принципах гуманности и морали. В информационной справке, подготовленной Президиумом Суда по интеллектуальным правам, приведены и другие примеры. Например, обозначение «В кругу семьи», зарегистрированное в отношении алкогольных напитков, будет противоречить общественным интересам, так как посредством использования репутации семейных ценностей может привлечь внимание потребителей к алкогольным напиткам, а обозначение «Прохорово поле», также заявленное на регистрацию в отношении алкогольных напитков, будет вызывать негативные ассоциации, затрагивающие патриотические чувства граждан, способствовать разрушению культурно-национальной самобытности и историко-культурной среды обитания многонационального народа Российской Федерации.
Бывает и так, что обозначение и охраноспособное, и запоминающееся, но зарегистрировать его не получится. Это случай, когда такое же обозначение или сходное с ним уже за кем-то зарегистрировано. Но многие упускают тот момент, что ограничение действует для однородных товаров и услуг. Поэтому не поленитесь проверить, по каким классам МКТУ действует регистрация.
Также нужно быть внимательным к авторскому праву. Если у вас нет согласия автора на использование результата его творческого труда в обозначении, которое вы планируете зарегистрировать в качестве товарного знака, то это чревато проблемами. Автор может оспорить регистрацию и охрана вашей интеллектуальной собственности может прекратиться.
Естественно, формат одной статьи не даёт возможности привести весь список ограничений, но с главными тонкостями вы уже познакомились.
Если у вас остались ко мне вопросы относительно регистрации товарного знака, буду рада ответить на них в комментариях.