Найти в Дзене
Книги - это круто

Почему погибли Остап Бендер и Андрей Болконский? Что тут общего? Порассуждаем.

Всем привет! И сразу – к делу! Сегодня давайте разберём два примера, когда причиной смерти главного героя книги стало его тщеславие. И это, как вы догадались, такие разные книги как «Война и мир» и «Двенадцать стульев» и совершенно непохожие друг на друга люди как Андрей Болконский и Остап Бендер. 1.Андрей. Человеческое тщеславие приобретает порой самые причудливые формы, однако в случае Андрея Болконского ничего причудливого мы не видим. Вот что он сам думает о себе: «… что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — ... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…» Немало страниц романа Толстой уделил описанию честолюбивых мечтаний князя Андрея. Прославиться, стать героем, заслужить похвалу и восхищение людей! Вообще-то тех самых людей, которые в подавляющем большинстве своем не стоят и мизинца Андрея
Оглавление

Всем привет!

И сразу – к делу!

Сегодня давайте разберём два примера, когда причиной смерти главного героя книги стало его тщеславие.

И это, как вы догадались, такие разные книги как «Война и мир» и «Двенадцать стульев» и совершенно непохожие друг на друга люди как Андрей Болконский и Остап Бендер.

1.Андрей.

Человеческое тщеславие приобретает порой самые причудливые формы, однако в случае Андрея Болконского ничего причудливого мы не видим.

Вот что он сам думает о себе:

«… что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — ... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…»

Л.Н.Толстой (1828-1910)
Л.Н.Толстой (1828-1910)

Немало страниц романа Толстой уделил описанию честолюбивых мечтаний князя Андрея. Прославиться, стать героем, заслужить похвалу и восхищение людей!

Вообще-то тех самых людей, которые в подавляющем большинстве своем не стоят и мизинца Андрея, этого благороднейшего из героев литературы. Людей, которые достойны презрения, людей, которыми руководят низменные желания, порочные страсти, а то и просто откровенная глупость.

Андрей Болконский, как умный человек, отлично осознаёт всю суетность своего тщеславия, но...

Поэтому князь Андрей больше всего на свете - так пишет о нём Толстой - боялся вдруг показаться окружающим «ridicule», то есть смешным, нелепым.

И вот финал: все мы помним, если не по книге, так хотя бы по фильму, страшный эпизод смертельного ранения князя Андрея.

Бородинское сражение. Полк Болконского стоит под обстрелом вражеской артиллерии. Французская граната, шипя и дымясь, крутится в траве в нескольких шагах от Болконского. А он, как завороженный, смотрит на неё и не может оторвать глаз.

-2

Броситься на землю и остаться в живых! Но нет, это невозможно. На Андрея смотрят его подчиненные, солдаты и офицеры. Не будет ли он выглядеть смешным («ridicule»!) в их глазах? И князь Андрей, получив порцию осколков в своё тело, принимает "прекрасную смерть".

Зато не поставил под сомнение свою храбрость. Зато как красиво и гордо стоял, глядя в лицо смерти!

(Заметим, однако, к слову, что в тот же день на том же Бородинском поле не вымышленный Толстым, а самый настоящий наполеоновский маршал Ней по прозвищу «храбрейший из храбрых», видя, насколько убийственный огонь ведут русские, лёг на землю сам и приказал лечь своим подчиненным, нисколько не заботясь о своём блистательном прозвище.)

Маршал Ней сражается с "азиатскими ордами" Кутузова.
Маршал Ней сражается с "азиатскими ордами" Кутузова.

2. Остап.

А что Остап Бендер? С ним тщеславие также сыграло кровавую шутку.

Зачем, спрашивается, нужен был ему его будущий убийца Киса Воробьянинов, которого на протяжении всей книги Остап, по его собственному выражению, «кормил, поил и воспитывал»?

Узнав от Ипполита Матвеевича тайну двенадцати стульев, он мог в любой момент погони за стульями запросто бросить своего компаньона и продолжить поиски в одиночку. Это было бы гораздо удобнее и эффективнее, чем таскать за собой недотепу Кису по всей стране.

Но нет!

Илья Ильф(1897-1937) и Евгений Петров(1902-1942)
Илья Ильф(1897-1937) и Евгений Петров(1902-1942)

Дело в том, что Остап Бендер в душе артист, и как артисту ему постоянно нужен зритель! Перед Воробьяниновым великий комбинатор может непрерывно демонстрировать свои таланты...

И вот результат: ничтожный Киса убивает Остапа, когда до сокровищ остается один только шаг.

(Конечно, мы помним, что Ильф и Петров воскресили Бендера в «Золотом теленке», но это уже другая история, в которой, кстати, артисту Остапу противопоставлен другой великий комбинатор – лишенный тщеславия, рассудочно-сухой и потому практически непотопляемый Александр Иваныч Корейко.)

3. А мы с Вами?

Напоследок вспомним слова великого Цицерона: «Из всех страстей в последнюю очередь человека покидает тщеславие». С самого раннего детства и до старости правит оно нашими желаниями и поступками. Ребенок всегда ищет, чем бы ему гордиться перед сверстниками, и когда в душе старика все другие страсти уже улеглись и остыли, тщеславие все же находит себе почву.

Тщеславие, друзья мои, тщеславие!
Тщеславие, друзья мои, тщеславие!

Да уж, величайшая из напастей. Подтверждение истинности этих слов мы каждый день можем видеть по телевизору, в интернете, в реальности…

Но, черт возьми, насколько скучнее и тоскливее была бы наша жизнь без этого ярчайшего из пороков!

Может, обсудим это?

Если Вам понравилось, ставьте «лайк», подписывайтесь на канал – на нем будут материалы, достойные Вашего внимания.

И хорошего Вам настроения!