Найти тему
Николай Цискаридзе

«Это можно сделать по-человечески, а бывает – делают очень подло»

У меня было исключительное положение с первых дней, несмотря на то, что по закону Большого театра надо три года быть в кордебалете. Если была роль, в которой надо ползти, сидеть, стоять, – это обязательно исполнял я, но Юрий Николаевич при этом очень следил, чтобы у меня роли были, и очень часто, когда он уезжал, меня с афиши снимали...

– Николай, хочу спросить вас о Григоровиче. Вы так всегда рассказываете о Большом театре, в который мечтали попасть. Вы твердо знали, что вы там должны быть. И вот тот выпускной экзамен, на котором все решается.

– Ну, во-первых мы вышли на сцену... У нас в московском училище театр, и сцена равна по площади сцене Мариинского театра. Там зрительный зал всего на 600 человек. И в самом центре сидел Юрий Николаевич. Для меня это было очень важно – показаться перед этим человеком.

И когда мы уже ждали оценки, нам еще их не объявили, один из педагогов вышел, а ему навстречу шел, и он сказал: повезло тебе, Цискаридзе, что ты грузин. Я говорю, почему? А он отвечает: Григорович сказал только одну фразу: грузину «пять» и взять в театр.

С Юрием Григоровичем
С Юрием Григоровичем

Ему сказали, мест нет, потому что уже все 10 мест были распределены среди своих в основном. Он сказал, дайте мне список. Выкинуть из этого списка он никого не мог, потому что он понимал, что за каждым из них кто-то стоит.

Он сказал: Как фамилия? И директор школы Софья Николаевна Головкина стала ему диктовать по буквам мое имя. Он своей рукой номером один написал Цискаридзе. Штатную единицу добавил он.

И конечно, у меня было исключительное положение с первых дней, несмотря на то, что по закону Большого театра надо три года быть в кордебалете. Если была роль, в которой надо ползти, сидеть, стоять, – это обязательно исполнял я, но Юрий Николаевич при этом очень следил, чтобы у меня роли были, и очень часто, когда он уезжал, меня с афиши снимали. Он приезжал, выяснял это, всем попадало, меня опять ставили. В общем, было много всего.

С Галиной Улановой
С Галиной Улановой

– А почему снимали?

– Потому что я был неудобный. Понимаете? Я способный был. Меня было не затереть.

– Галина Уланова и Марина Семенова…

– Ну, это великие люди, которые сразу поняли, что меня надо срочно прикрыть своим телом, что иначе сожрут. И конечно, я первое время в театре жил за их спиной. Если что, кто-нибудь из них сразу вставал на мою защиту. Но самое главное, что они мне подарили большое количество времени творчества, огромное количество знаний.

С Мариной Семеновой
С Мариной Семеновой

Марина Тимофеевна меня выучила не только как артиста, но и как педагога в дальнейшем. И все время повторяла, особенно когда стала меня учить, преподавать: Не верь ученикам, предадут, не верь ученикам, предадут, не верь ученикам, предадут. Я миллион раз ее вспоминал и говорил: Боже, какая она мудрая.

– А предательство, что значит предательство?

– Знаете, когда человек, которому ты сделал очень многое, которого ты вывел на определенное положение, когда ты действительно вкладывался. Но он хочет с вами расстаться.

-5

Бывает такое, ну не подходит вам больше. Но это можно сделать очень по-человечески, а бывает – делают очень подло. Вот несколько людей так поступало, но я их не виню абсолютно. Я понимаю, но это больно. Это очень больно.