Цветущий оазис, окруженный двумя пустынями — Каракумы и Кызылкумы, уникальный даже для Узбекистана.
Важная «станция» на Великом Шелковом пути в годы его расцвета, вековой свидетель интеграции восточных и западных цивилизаций.
Тут в 780 году родился Абу Абдаллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, которого называют «дедушкой компьютерных наук», ему приписывается создание дробей и алгебры в целом.
Тут на улицах звучит английская, немецкая, французская и русская речь, а разговаривать с иностранцами могут практически все, от рыночных торговцев до ремесленников.
Здесь мужчины ходят не в тюбетейках, а в меховых папахах, называемых чугурма. Летом в ней прохладно, а зимой тепло.
Здешние помидоры пахнут помидорами, огурцы — огурцами, лепешки пекут с мясом, помидорами и зеленью. А мясо считается самым вкусным в Узбекистане, так как животные едят траву, растущую на солончаках.
Все это — Хива, город-музей в Хорезмской области Узбекистана, занесенный во все всемирно известные списки, в том числе в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хорезм — древнее государство и регион Центральной Азии с центром в низовьях реки Амударьи. Через Хорезм проходил Великий Шелковый путь. Столица региона несколько раз переносилась, люди шли за Амударьей, когда река меняла русло. Сейчас территория исторического Хорезма входит в состав Туркменистана и Узбекистана.
Новый рейс Актау — Ургенч поможет начать путешествие в Узбекистан с одного из самых интересных городов — Хивы. Вы прилетаете в Ургенч, административный центр Хорезмской области, полчаса на такси или в междугороднем троллейбусе — и вы в восточной сказке. И не «как в сказке», а без кавычек. Именно так мы представляем истории об Али-бабе и сорока разбойниках или Калифе-аисте. Самый колоритный колорит!
Название города, по одной из легенд, появилось из возгласа «Хей вах!», что означает высшую похвалу. Так люди восторгались водой, появившейся в первом городском колодце. А колодец, по легенде, выкопан Симом, сыном библейского Ноя.
Ичан-Кала – город-памятник
Главный посещаемый исторический объект Хивы — это Ичан-Кала, город-крепость внутри города, типичный образец среднеазиатской застройки позднего Средневековья. Город обнесен крепостной стеной высотой до 10 метров и шириной от 5 до 8 метров, через каждые 30 метров грозно возвышаются оборонительные башни, по верху стены — зубчатый парапет с бойницами, чтобы отбиваться от врагов.
В город площадью 26 га ведут четверо ворот с каждой стороны света. Раньше в состав оборонительных укреплений входили рвы с водой, сейчас на их месте асфальтовые дороги.
Ичан-Кала — не чопорный и причесанный музей-памятник. Он обитаем: тут живет около 300 семей, среди них и потомки дворцовой знати, и ремесленники, и торговцы. По праздникам на площади выступает семья дарбазов (канатоходцев) в четвертом поколении. Многие обитатели города-музея занимаются ремесленничеством: куют ножи, режут по дереву, ткут ковры. Хозяин одного из кафе национальной кухни — дальний потомок ханского казначея, неподалеку от заведения находится музейная экспозиция с обстановкой кабинета казначея. Ну разве не чудо?
Местные жители давно привыкли к потоку туристов, они спешат по своим делам: женщины метут дворы, пекут лепешки в тандырах, дети гоняют мяч, старики пьют чай.
Кукольник
Недалеко от главного входа слышатся визг и возгласы восторга: туристам демонстрирует свой товар кукольник Матякуб. Грозные ханы и восточные красотки, веселые старички и могучие пахловоны, и, конечно, народный герой Ходжа Насреддин. Кукольный театр зародился в Средней Азии еще до нашей эры, веселые представления шли на базарах и площадях, собирая море зрителей. А как иначе — смартфонов и телевизоров не было. Но и сейчас в лавочке Матякуба всегда многолюдно. У мастера можно не только купить куколку, но и заказать личную, по своей фотографии.
Привлекает внимание нетипичная парочка кукол — мужчина и женщина европейской внешности, они изготовлены по заказу голландских туристов и скоро отправятся к хозяевам по почте.
Минарет сложной судьбы
Если вы входите через западные ворота, вас встречает символ Ичан-Калы — недостроенный минарет Кальта-Минор, высотой 26 метров и шириной 14. Он напоминает выложенную плиткой огромную трубу ТЭЦ или зернохранилище. Это единственный в Средней Азии минарет, сплошь покрытый наборами из глазурованных кирпичей и майолики. Краски хранят яркость с 1855 года!
Название переводится как «короткий минарет», но по замыслу строителей он должен был стать самым высоким в городе — 100 метров. Минарет начали возводить по приказу грозного правителя Хивы Мухаммада Амин-хана. Он мечтал, как с вершины будет взирать на Бухару, находившуюся в 400 километрах. Стройка века началась в 1851-ом, но через 4 года прекратилась. Экскурсоводы говорят, что причиной стала смерть Мухаммада Амин-хана.
Но есть и другие легенды. По одной из них, строитель, отвечавший за возведение, сбежал, так как у правителей была жестокая привычка убивать мастеров, дабы они не повторили свой шедевр. А еще по одной легенде, мастер сделал крылья и улетел с минарета!
Куня-Арк
По древним ступеням поднимаемся на возвышенность. Это Куня-Арк, крепость в крепости, резиденция хивинских ханов. Она построена в 1688 году, ханские покои были отделены от Ичан-Калы глиняной стеной. Зимняя и летняя мечети, приемный зал, гарем, монетный двор, конюшни, склады, мастерские, ханская казна, архив — все как в лучших домах, простите, дворцах. На площади шли военные парады, тренировались воины, тут же был зиндан, то есть тюрьма.
В тронном зале возвышался ханский трон, покрытый пластинками серебра с узорами и строками из Корана. Он сейчас хранится в Оружейной палате в Москве. А если хан принимал послов кочевых племен, то в знак уважения он делал это в юрте, которая стояла на возвышении в центре двора.
Из приемной хана есть выход в гарем и на холм Ак-Шейх-бобо. На холме своеобразный «балкон», самая высокая точка Куня-Арка. Хан туда выходил ежедневно, чтобы подданные могли убедиться: все в порядке, наш хан жив и бодр, он продолжает успешно руководить нами. Возвышение использовалась и как дозорная вышка цитадели. Сейчас в Куня-Арке — музей Древнего Хорезма.
Джума-мечеть
Еще одна визитная карточка Ичан-Калы — Джума мечеть, редкий в Средней Азии тип архаичной многоколонной мечети. Здесь нет куполов и порталов, здание держится на 213 резных колоннах, 21 из них относится к X-XIIвекам, другие собраны из разрушенных средневековых сооружений, выкуплены у населения в середине ХХ века. Их можно потрогать. Дрожь пробирает от мысли, что стоят они десятки веков, храня неисчислимое множество тайн. Некоторые колонны — самые древние памятники искусства резьбы по дереву во всем Узбекистане.
По колоннам можно изучать историю. Нам рассказали, как исследователи расшифровали послание одного из резчиков. Он описал в картинках, что на самом деле жил в Армении и был резчиком по камню, но его захватили в плен, и сейчас он режет эту колонну. Сюжет для приключенческого фильма!
А еще здесь был древний «мегафон». Если в обычной мечети на молитву призывали с минарета, то здесь муэдзин кричал в специальные отверстия в стене, а акустическая система внутри стены усиливала звук, разнося его по окрестностям.
В центре Джума-мечети стоит котел из известняка. Если налить туда воды, она потеплеет, таковы свойства этого минерала. «Чудо» после принятия ислама демонстрировали верующим, дабы укрепить их веру.
В Джума-мечеть до сих пор приезжают паломники, чтобы совершить молитву, место «намоленное» веками. А когда-то мечеть вмещала до 3 тысяч человек, и ее трапециевидная форма позволяла мулле видеть всех прихожан.
Экстремальное приключение
Для тех, кто хочет не только красоты и истории, но и экстрима, Ичан-Кала предлагает восхождение на самый высокий минарет Ислам-Ходжа, а это, на минуточку, 56 метров. Покорение этой башни — главный ритуал туриста в Ичан-Кале, своего рода инициация. Да, это непросто: узкие ступени напоминают смесь стремянки с винтом мясорубки. Идти надо в три погибели, проемы и рассчитаны на земные поклоны. Верхние балки отполированы тысячами рук.
Первый просвет, узенькое оконце, появляется только на высоте 20 метров, а до этого нужно ползти на ощупь в темноте. Узко, немного скользко, темно… Вы передвигаетесь практически на карачках и думаете: какая же хорошая физическая форма была у муэдзинов, которые несколько раз в день взбирались сюда, чтобы собрать народ на молитву. И когда вы уже начинаете сожалеть о том, что ввязались в это, как тут – вот он, выход наверх! На высоте 45 метров – смотровая площадка минарета, самое лучшее место для осмотра Хивы и самые крутые виды! Люди отсюда кажутся разноцветным муравейником, вы можете заглянуть в жилые дома, осмотреть сверху все медресе, мечети, мавзолеи, площади и переулки.
Раньше у минаретов было и несколько светских функций. Во-первых, это были маяки, на которые шли торговые караваны. Во-вторых, здесь располагались наблюдательные посты — враг не подкрадется незаметно. С минаретов население сзывали на чтение новых ханских указов.
Ичан-Кала — самый целостный городской ансамбль в странах СНГ. На его территории 8 мечетей, 31 медресе, 14 минаретов, 12 мавзолеев и 6 ханских дворцов! О них рассказывали и рассказывают тысячи путешественников, историков, археологов, искусствоведов, социологов, этнографов.
Это идеальные декорации для фильмов и сказок о средневековом Востоке, а картин здесь снято достаточно. Это находка для фотографов и сокровище для инстаграма.
И это мы еще не говорим про узбекскую кухню, которая в 2018 году заняла первое место в номинации «Гастрономический туризм» по итогам голосования National Geographic Traveler Awards.
Но мы обязательно расскажем!
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.