Лет пятнадцать назад в русский язык проникло слово “крафт”. Им начали называть разные товары - от бумаги до пива и хлеба - в значении “ремесленный товар в противовес сделанному с помощью массового, стандартизированного конвейерного “бездушного” производства”. Населению всего мира (кроме тех стран, где есть было совсем нечего) надоел ширпотреб. И тогда производитель, уменьшая размеры партий производимых товаров, начал придавать им некую уникальность. “Всего сто бутылок (платков, чашек) - сделанных под ваш вкус, и такого больше никто не попробует!” Покупатель оказался готов платить за сделанную для него уникальность.
Чуть позже это заметили большие корпорации, и теперь уже сами используют такую терминологию, меняя процесс производства для увеличения продаж. Как бы мимикрируют под мелкого ремесленника “золотые руки”, который делает уникальную работу для вас - людей с тонкой душой, способных понять… и заплатить.
Вообще-то такой “крафтовый” период производства для человечества - не новость. До возникновения централизованных фабрик и заводов, где под одной крышей трудились сотни и тысячи людей, существовали мануфактуры. В том числе так называемые “рассеянные”. Рассеянными их называли потому, что их организатор и владелец раздавал сырье надомникам-ремесленникам, а потом собирал у них произведенный товар и платил за сделанную работу.
Вам это ничего не напоминает из того, что мы сейчас наблюдаем? Фрилансеры, которых привлекают для определенной работы и которым платят только за нее. Они же - самозанятые, которые являются самостоятельными энергичными, творческими предпринимателями… работающими обычно, если разобраться, в конечном счете на крупных собственников. И которым эти крупные собственники должны только деньги за конкретный ремесленный труд - за крафтовый труд, в который эти самозанятые вложили душу. За сдельщину. Они работают на удаленке, творчески себя реализуя. Точно так же, как 400 лет назад, сидя по убогим деревням, творчески себя реализовывали в тогдашнем “крафте” - ручной, ремесленной работе за сдельную оплату - тогдашние “самозанятые” и “фрилансеры”. Да, изменились формы коммуникации с ними, у фрилансеров появился интернет и компьютер как средство производства. С помощью этих инструментов они могут не только получать заказы и выполнять работу, но и заказать себе продукты, которые им доставят другие “самозанятые”. А те, кстати, тоже работают в конечном счете на крупного собственника. Что ж - давайте убедим себя, что компьютер и интернет все меняют…
Если вы считаете, что “крафтовый процесс” затронул только производство и продажу товаров, - вы крайне заблуждаетесь. Процесс поощрения создания “ремесленных” рабочих мест (в сегодняшней терминологии - “самозанятые”) коснулся и налогового, и трудового законодательства.
Надо понимать, что предоставление налоговых льгот и снижение выплат социальных взносов - это поощрение в первую очередь работодателя. И оно сейчас касается тех отраслей, которые правительство определяет как перспективные. Например, IT. Или групп населения, которые нужно легализовать, ввести в сферу законных налогоплательщиков. Например, “самозанятых”. Но в первую очередь такие льготы выгодны тем, на кого работают IT-специалисты и самозанятые. Самим же работникам выгода только в том, что в этом статусе их чаще зовут на работу. Выражаясь старым языком, по домам выдают шерсть, чтобы соткали пряжу. (Оставим пока в стороне разговор об увеличении степени эксплуатации. Как нам говорят в таких случаях, “они же сами хотят больше заработать”.)
А в результате снижения размера социальных взносов, которые за работника перечисляет работодатель, фактически снижаются возможности всех социальных фондов. Грубо говоря, в них становится меньше денег, чтобы платить пособия и пенсии тем же фрилансерам и “самозанятым”.
“Стоп, - говорят уважаемые предводители государства и бизнеса. - А зачем им пособия и пенсии, если, работая на себя, они в состоянии обеспечить и пенсионные накопления, и оплату ДМС самостоятельно?!”
Извините, предводители пока что так не говорят. Похоже, я опередил события.
Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность"